О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Икар плаща и кинжала

Оружейные фирмы готовы обеспечить войска спецназа колесами и крыльями

Продолжающиеся партизанские войны в Ираке и Афганистане, перспективы завершения которых пока не просматриваются, вызвали ажиотажный спрос на бронемашины с повышенным уровнем противоминной защиты (MRAP). В частности, армия США реализует беспрецедентную по затратам программу закупки 18,5 тысячи бронемашин MRAP для контингентов в Ираке и Афганистане - ее стоимость составляет 20 млрд. долларов. Контракты на закупку ББМ этого типа заключают и другие страны, участвующие в ведении боевых действий на Востоке. На фоне повышенного спроса на машины MRAP растет и предложение. В частности, к изготовлению ББМ с повышенным уровнем противоминной защиты намерен приступить и иорданский военно-промышленный холдинг KADDB. В ходе выставки SOFEX-2008 были презентованы две бронемашины, сборка которых в скором времени должна начаться в Иордании.

Эти машины с колесной формулой 4х4 - более крупная Matador и более компактная Marauder - разработаны компанией Middle East Defense Systems - совместным предприятием, созданным холдингом KADDB и южноафриканской группой Paramount. Южноафриканские корни дают о себе знать весьма отчетливо - Marauder внешне весьма похожа на южноафриканскую машину Mamba, известную также под обозначением RG-31, а Matador явно имеет общие корни с другим южноафриканским БТР с повышенным уровнем противоминной защиты - Oryx. Двигатель, раздаточная коробка и мосты обеих машин поставляются фирмой MAN, автоматические коробки передач предлагаются на выбор - либо фирмы ZF, либо Allison. Более компактная ББМ Marauder имеет сухую массу 8,9 тонны, длину 5,51 метра и, кроме экипажа из 2 человек, может перевозить 8 десантников. Matador при сухой массе 9,5 тонны и длине 6,5 метра вмешает 12 человек десанта. Боевая масса обеих машин одинакова и составляет 14,5 тонны. Как и положено машинам класса MRAP, Matador и Marauder имеют V-образную форму днища и обеспечивают защиту находящихся внутри людей от подрыва заряда, эквивалентного двум противотанковым минам под любой точкой днища и трем минам под любым из колес. Двухслойная броня бортов и бронестекла толщиной 62 мм обеспечивает защиту экипажа и десанта по уровню В7, то есть способна выдерживать обстрел винтовочными пулями калибра 7,62 мм с расстояния 5-10 метров.

В Иордании на специально строящемся заводе компании Middle East Defense Systems будет осуществляться сварка корпусов (сталь для них планируется закупать в Швеции) и окончательная сборка машин. По первоначальному замыслу руководителей компании Matador и Marauder предназначались для рынков развивающихся стран Африки и Азии. Однако после первой публичной демонстрации этих ББМ на выставке IDEX в прошлом году обнаружилось, что к ним проявляют весьма серьезный интерес европейские страны, в частности Англия, а также США. Поэтому в Middle East Defense Systems сейчас размышляют над тем, какова должна быть стоимость этих ББМ, выставляющихся на тендеры в Старом свете и США.

Не упустить свой шанс в погоне за заказами на ББМ с повышенным уровнем противоминной защиты пытаются не только представители оборонных предприятий разных стран, но и эксплуатанты такой техники. На SOFEX-2008 машину типа MRAP собственной разработки представила американская охранная компания Blackwater - одна из крупнейших в мире "частных армий", активно работающая в Ираке по контрактам с американскими госструктурами. Машина, получившая обозначение Grizzly, имеет корпус в виде усеченного сверху ромба или, как его называют инженеры Blackwater, бриллианта. Двигатель и трансмиссия - это агрегаты, выпускающиеся серийно для коммерческого автотранспорта, доступные по цене и дешевые в эксплуатации. Заявленный уровень противоминной и противопульной защиты Grizzly соответствует современным требованиям и аналогичен упоминавшимся выше характеристикам иорданских ББМ. Машина рассчитана на перевозку 6-10 человек, которые могут расположиться на простых лавках, установленных вдоль бортов кузова. По всей видимости, по цене Grizzly будет довольно доступной, соответственно, ей обеспечен и хороший спрос. Blackwater намеревается выпускать около 300 машин этого типа ежегодно.

В Ираке и Афганистане машины типа MRAP должны заменить знаменитые американские "хаммеры" - многоцелевые тактические автомобили HMMWV, которые в последнее время стали печально знаменитыми. За счет своего слабого или вовсе отсутствующего бронирования экипажи "хаммеров" несут весьма ощутимые потери от подрывов на фугасах и обстрелов из засад. Причем тенденция отказа от HMMWV приобретает весьма широкий международный характер. В армии Иордании в скором времени на смену "хаммерам" должны прийти машины аналогичного класса Nimr, серийное производство которых разворачивается в стране. Однако пока HMMWV остаются в строю и даже подвергаются модернизации. На SOFEX-2008 был представлен HMMWV-носитель ПТРК, на котором вместо штатной американской противотанковой ракеты TOW установлен российский комплекс 9М113 "Корнет-Э", разработанный тульским КБП. "Корнет-Э" - ПТРК большой дальности третьего поколения, предназначен для поражения современных и перспективных танков, оснащенных динамической защитой, фортификационных сооружений, небронированных и легкобронированных целей, зависающих вертолетов. Для придания этому ПТРК возможности всепогодного и круглосуточного применения система наведения дополнена тепловизором Matis фирмы Sagem. KADDB начал программу переоснащения иорданских "хаммеров" российскими "корнетами" три месяца назад, в ближайшей перспективе такой модернизации подвергнутся более 200 машин армии и сил специального назначения ВС Иордании.

На SOFEX-2008 была представлена еще одна иорданская разработка аналогичного уровня с российскими корнями - наиболее популярный в странах третьего мира тактический автомобиль Toyota Land Cruiser 70-й серии с установленным в кузове зенитным комплексом "Джигит". Как известно, "Джигит" представляет собой спарку двух ПЗРК "Игла" с ручным наведением на цель, но иорданская модификация "Джигита" снабжена все тем же тепловизором Matis. По информации представителей KADDB, испытания этого простейшего, однако довольно эффективного средства зенитного прикрытия подразделений сухопутных войск начались сразу же по завершении выставки SOFEX.

Может создаться впечатление, что на амманской выставке техники и вооружения для войск спецназначения были представлены в основном крупногабаритные новинки. Однако это не так. На SOFEX можно было увидеть десятки образцов стрелкового оружия, боевых ножей, средств маскировки, приборов наблюдения, элементов экипировки, униформы, обуви, предназначенных для выполнения диверсионно-разведывательных и контртеррористических задач. Причем разработчиками всего этого многообразия выступают как крупные, именитые компании, так и мелкие, неизвестные фирмы, не побоявшиеся вложить деньги в раскрутку какого-то оригинального изобретения. Пример тому - немецкая компания Spelko, продемонстрировавшая весьма любопытную систему авиационного десантирования Gryphon.

Идея, которую продвигают немцы, до смешного проста - в дополнение к основному парашюту, предназначенному непосредственно для приземления, десантник надевает на спину легкое пластиковое крыло, которое дает ему возможность совершить полет дальностью до 100 км. Чем выгодна такая идея, вполне очевидно. Десантирование разведчика за несколько десятков километров от точки приземления дает возможность значительно повысить скрытность - на земле не смогут услышать или увидеть самолет, сбросивший парашютиста. Кроме того, к примеру, десантирование можно осуществить без пересечения воздушной границы государства.

В принципе, современный парашют-крыло позволяет добиться аналогичного результата по дальности полета, однако на точность десантирования с таким парашютом могут оказать серьезное влияние неблагоприятные погодные условия или изменившееся направление ветра. А диверсант с пластиковыми крылышками за спиной легко пройдет сквозь дождь и туман, а встречный ветер лишь снизит скорость планирования, однако не сможет изменить направления полета.

Пластиковый планер снабжен системой автоматического контроля полета, спутниковой навигационной системой, кислородным оборудованием. В случае необходимости десантник может легко сбросить крыло. Вес пустого планера составляет всего 15 кг, а масса десантника с основным парашютом, оружием и снаряжением может достигать 225 кг. Причем для размещения снаряжения в планере предусмотрен специальный багажный отсек. Размах крыла планера - 1,8 метра. Максимальная скорость свободного полета может достигать 400 км/ч. В целом Gryphon представляется весьма рациональным решением для выполнения специфических задач. Пока единственной проблемой, налагающей некоторые ограничения на его применение, является размах крыла - десантирование человека с планером за спиной можно производить лишь с самолета, имеющего широкую грузовую дверь, а лучше всего - рампу. Но, возможно, "сумрачный германский гений" сможет оснастить Gryphon складывающимися крыльями, аналогичными тем, что имеют самолеты палубной авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка