О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полк расправляет крылья

С началом весны гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк Приморского объединения ПВО начал интенсивно "ставить на крыло" молодых летчиков

С началом весны гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк Приморского объединения ПВО начал интенсивно "ставить на крыло" молодых летчиков.

Военный летчик 1-го класса гвардии полковник Анатолий Золотухин - выпускник Качинского высшего военного авиационного училища летчиков 1991 г. и Военной академии имени Ю.А. Гагарина 1999 г. Служил в нескольких военных округах; на Дальнем Востоке - восемь лет. Должность командира полка в Приморье принял в 2006 году. Женат, имеет дочь.

Это заметили и местные жители, все чаще наблюдая за серебристыми точками, которые прочерчивают небо над Владивостоком и окрестными городами и селами. А летчики, которые в минувшие годы устали от бесконечного сидения на земле, словно получили новый импульс к активной боевой деятельности. Особенно радует офицеров недавнее пополнение полка модернизированными самолетами и возобновление ночных полетов, когда от каждого требуется особое мастерство.

Обеспечение части топливом заметно улучшается начиная с 2006 года. На нынешний год его выделено в два раза больше, чем в прошлом. Теперь каждую неделю в небо поднимаются три смены истребителей, что позволяет в полном объеме готовить и молодых авиаторов, в том числе в ночных условиях. Опять-таки для сравнения: если в 2006 году к полетам после длительного "застоя" приступили всего два молодых летчика, то в прошлом - уже пять младших офицеров. В новом учебном периоде здесь намерены охватить летной практикой всех недавних выпускников училищ.

Среди перспективной молодежи, которая успешно перенимает опыт профессионалов, - штурман-программист полка гвардии капитан Валентин Меркушев, старшие летчики гвардии старшие лейтенанты Дмитрий Яшин и Александр Харин, командир звена гвардии капитан Сергей Кухарев.

- В летной части все должны уметь летать, - убежден заместитель командира полка по воспитательной работе летчик 1-го класса гвардии подполковник Геннадий Лейбкинд. - И хорошо, что сейчас у нас появилась реальная возможность постоянно оттачивать навыки пилотажа, основательно учить молодых летчиков. Считаю, мало окончить училище и изучить матчасть, быть бесстрашным и любить небо. Надо научиться понимать истребитель, и тогда пилот становится одним целым с ним.

Мы повысили требования не только к своему кадровому составу, но и к выпускникам Краснодарского летного училища, откуда получаем пополнение. Были случаи, когда лейтенанты приходили с налетом всего 120 часов. Ну как посадить на боевой истребитель такого новичка?! Отправляли обратно, чтобы молодой офицер добрал еще практики в учебном подразделении. Зато в минувшем декабре мы получили трех лейтенантов, которые уже успели достаточно полетать на выпускном курсе не только на учебно-тренировочных, но и на боевых самолетах. Сейчас ребята находятся на переучивании в Липецке, чтобы сразу сесть на модернизированные самолеты.

В прошлом году полк получил первые восемь Су-27СМ, или, как называют их авиаторы, самолеты поколения "4 плюс". Прежде летали на "сушках" другого варианта. По словам офицеров, успевших изучить новую машину досконально, модернизация позволила значительно расширить ее возможности и по вооружению, и по маневренности, и по практическому потолку полетов, и по скорости. Но самые кардинальные изменения претерпела радиоэлектроника. Резко увеличился поток информации, которая подается летчику умными приборами. Если раньше, например, он мог держать в поле своего внимания шесть-семь запасных аэродромов, то теперь около ста.

- Прежде во время полетов мы выполняли роль чистых истребителей-перехватчиков, сейчас при необходимости самолет может быть и бомбардировщиком, и штурмовиком, - рассказывает командир эскадрильи гвардии подполковник Андрей Нестеров. - Техника очень сложная. Но зато позволяет летать в любых метеоусловиях и несет на борту самое современное вооружение.

Переучиваться на специальных курсах в Липецком центре подготовки летного состава пришлось всем - от командира полка до рядового пилота. Инженеры и техники получали навыки обслуживания Су-27СМ непосредственно на заводе и в другом полку, который уже эксплуатирует подобную технику.

- Подготовить самолет и летчика - это сложнейший процесс, - говорит командир полка гвардии полковник Анатолий Золотухин. - Чтобы выпускник летного училища стал профессионалом, требуется еще минимум пять лет интенсивных полетов по 120-150 часов в год. Тогда он будет чувствовать себя в небе спокойно и свободно. Сокращение боевых частей в 90-х годах прошлого столетия, когда досрочно уходили на "гражданку" высокопрофессиональные летчики, а также недопоставки топлива, запасных частей, отсутствие исправной авиационной техники привели к серьезным пробелам в подготовке таких специалистов. Вот ныне мы и стараемся наверстать упущенное.

Из истории полка

В Великую Отечественную войну полк прикрывал с воздуха Тихоокеанский флот, а самые опытные офицеры воевали в действующей армии, четверо стали Героями Советского Союза. За бои с японцами в небе над Китаем, Кореей и Сахалином 103 отважных авиатора получили ордена и медали. В сентябре 1945 г. часть стала гвардейской.

Осенью 1951 года полк впервые переучился на реактивную авиатехнику, получив 20 самолетов МиГ-15, а уже в 1953-м на его вооружение поступила первая партия самолетов МиГ-17, и летчики продолжили нести боевое дежурство в системе ПВО.

4 сентября 1954 г. гвардии капитан Н. Серебряков в паре с гвардии капитаном П. Касьяновым на самолетах МиГ-17 из состава дежурных сил сбили самолет-нарушитель воздушного пространства "Нептун" (США). За это были награждены орденами Красного Знамени. С тех пор ни один самолет потенциального противника не пытался приблизиться к воздушным рубежам России над Приморьем.

22 февраля 1968 г. указом Президиума Верховного совета СССР за большие заслуги, проявленные в боях по защите государства, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 50-летием Советской Армии и ВМФ полк награжден орденом Красного Знамени.

17 октября 2000 г. летчики, прикрывая наши самолеты-разведчики Су-24Р над Японским морем, вскрыли авиационно-ударную группировку американских ВМС во главе с авианосцем "КиттиХок". Это стало абсолютной неожиданностью для американских ВМС.

За девять десятилетий полк летал на самолетах "Ньюпор", "Фартри", "Сопвич", "Фарман", "Ваузен", "Фоккер", И-3, И-5, И-15, И-16, И-153, МиГ-3, Ла-7, МиГ-17, МиГ-17 ПФ, МиГ-19, Су-9, Як-25 М, МиГ-23, Су-27. Ныне успешно осваивает Су-27СМ.


Сам командир полка - кстати, весьма подтянутый, спортивного сложения офицер - чаще летает на "спарках" (кабина на двух пилотов в учебно-боевом варианте Су-27), обучая молодых офицеров. Анатолий Васильевич и на прежнем месте службы, будучи заместителем командира части по летной подготовке, много занимался этим.

Впрочем, не он один здесь умеет виртуозно выполнять фигуры высшего пилотажа, передает опыт начинающим покорителям неба. В полку сегодня восемь первоклассных летчиков, еще трое - "на подходе". Повышение же квалификационных категорий личного состава зависит от задач, стоящих перед воинским коллективом, объяснили в штабе соединения. Поэтому есть здесь и те, кто еще только сдает зачетные упражнения, и те, кто имеет классность, совершенствует мастерство.

Среди опытнейших наставников, которые занимаются организацией летной подготовки, повышением летно-методического уровня летчиков-инструкторов, - заместители командира полка гвардии подполковники Руслан Ткаченко, Юрий Абросимов, старший штурман части гвардии подполковник Дмитрий Казаринов.

За основу самолета Су-27СМ взят Су-27. Модернизированный истребитель с самой современной авионикой, спутниковой навигацией и двигателями от разработчика ОКБ имени Сухого по характеристикам вплотную приблизился к самолету пятого поколения Су-35, но значительно его дешевле. Дальность полета увеличилась до 4,5 тысячи км. Максимальный потолок - 18,5 км. Вооружен 30-миллиметровой автоматической пушкой со 150 патронами. Может нести на подвесках до 10 ракет класса "воздух - воздух" и "воздух - поверхность" с лазерным и телевизионным наведением, крылатые ракеты, а также до 6 корректируемых авиационных бомб.

Прилагают все усилия, чтобы квалифицированно и в полном объеме обслужить технику перед вылетами, заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе гвардии подполковник Галиб Акпер-оглы Гусейнов, начальник группы регламента и ремонта авиадвигателей гвардии майор Александр Сосновский, старший техник расчета авиационной эскадрильи гвардии капитан Владимир Семенов, инженер гвардии майор Сергей Борисов и многие другие военнослужащие.

Благоприятная обстановка, которая сейчас складывается в полку с боевой учебой авиаторов, изменила к лучшему и социально-психологический климат в этом коллективе. Но есть проблема, от которой, что называется, по-прежнему болит голова командира. Не будь ее - держались бы офицеры за должности крепче, не было бы такой текучести с молодыми кадрами. Вопрос вопросов в гвардейском полку (который, кстати, защищает с воздуха основные базы Тихоокеанского флота, государственную границу на юге Дальнего Востока и город Владивосток с апреля 1934 г.) - это необеспеченность жильем военнослужащих. Сегодня здесь получают освобождавшиеся служебные квартиры офицеры, ставшие в очередь 10 лет назад. Основная же масса авиаторов ищет в поднаем жилье в близлежащих поселках и городе Артеме. Дело это весьма накладное для инженера или техника в звании старшего лейтенанта, которые отдают на сторону половину денежного довольствия в месяц. А если еще рядом супруга с ребенком?

- К сожалению, наш гарнизон в 1990-е годы на некоторое время был открыт с разрешения приватизации жилья, - говорит Анатолий Васильевич. - Многие тогда, увольняясь в запас и не имея перспектив получения квартиры от Министерства обороны, спешно приватизировали и продавали здесь свои квартиры. Позже постановлением правительства гарнизон снова закрыли, но было поздно. В итоге наш уже закрытый военный городок теперь кто только не населяет: примерно 50 процентов жилого фонда занимают люди со стороны, в том числе переселенцы из южных республик бывшего Союза. Только около 30 процентов военных обеспечены служебным жильем, остальные живут за пределами гарнизона. Понятно, что такая обстановка нас не устраивает, поэтому в прошлом году мы направили в Москву, в Главный штаб Военно-воздушных сил, телеграмму о сложившейся в гарнизоне ситуации, о том, что нам необходимо построить два жилых дома, чтобы обеспечить наконец своих людей жильем. Ведь молодые офицеры уходят зачастую на "гражданку" как раз из-за того, что с семьями мыкаются по квартирам. Но вопрос о капитальным строительстве, видимо, затяжной...

Между тем наступивший год для полка знаменательный. Полк один из старейших в России: в декабре ему исполнится 90 лет. Его история началась с эскадрильи, воевавшей в составе 25-й Чапаевской дивизии. Ради юбилея в штабе полка запланировано открыть музей боевой славы части. В числе экспонатов будут и самолеты разных типов, на которых в разные годы летали летчики. Их приобрела федерация авиамодельного спорта Приморского края под руководством Евгения Фадеева, которая помогает авиаторам в подготовке к юбилею. Вот еще бы и с жильем определиться.

Комментарий генерал-майора запаса Владимира Стрижака:

- Мы, старые авиаторы, долго ждали наступивших перемен. И очень важно, что полк, невзирая на разрушительные процессы в 90-х годах прошлого столетия, сохранил себя как боевую единицу. Тот период времени действительно обернулся большой трещиной для военной авиации, привел к серьезным проблемам, отголоски которых слышны и сегодня. Особенно поражаешься, когда видишь, что некогда служебные квартиры не по воле полка оказались в руках людей, не имеющих никакого отношения к армии и военной авиации. Ведь по этой причине страдают боевые летчики. Да и о безопасности закрытого гарнизона стоит задуматься: ведь местные жители могут пригласить в закрытый городок кого угодно...

Когда полк заступает на боевое дежурство, в постоянной готовности днем и ночью находятся 2-4 самолета (заправленные и с полным боекомплектом). От сигнала тревоги до отрыва шасси истребителя от бетонки проходят считанные минуты. Параллельно каждый офицер уже успевает получить информацию о целях и задачах, погодных условиях, маршруте полета. На случай непредвиденных обстоятельств у летчика имеются надувной плот в катапульте, личное оружие, НЗ с продуктами, медикаменты, рыболовное снаряжение....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка