О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Малайзия стала одним из ведущих партнеров России в сфере ВТС среди стран ЮВА

Малайзия стала одним из ведущих партнеров России в сфере ВТС среди стран ЮВА

В последнее десятилетие Малайзия стала одним из ведущих партнеров России в области ВТС среди стран ЮВА. Первые контакты с Малайзией начались еще в 1993 году, когда с российской стороны было заявлено о готовности к сделкам с Малайзией и странами АСЕАН в таких областях как кораблестроение, высокие технологии, конверсия и космические технологии.

Итогом стал контракт на закупку 18 истребителей МиГ-29 (16 МиГ-29СЭ и 2 МиГ-29УБ). Сумма контракта составила 560-600 млн дол (офсет 220 млн дол, включая 150 млн дол бартер). Все машины были поставлены в 1995 г. В рамках данного контракта в 1995-97 гг. было организовано российско- малайзийское СП ATSC (Aerospace technology system corporation) для обслуживания, ремонта и модернизации истребителей. В 1998-99 гг. были проведены работы по модернизации поставленных машин (на 34,4 млн дол).

Сейчас РСК "МиГ" предлагает малайзийской стороне закупить дополнительно два самолета МиГ-29 для доукомплектования имеющегося парка этих самолетов в составе национальных ВВС по первоначальной схеме (из 18 самолетов МиГ-29 на протяжении 10 лет эксплуатации были потеряны два самолета в результате аварий).

Корпорация "МиГ" заинтересована в развитии сотрудничества с малайзийской стороной не только в плане улучшения послепродажного обслуживания и модернизации имеющихся МиГ-29, но и в плане поставки новых самолетов МиГ-29 последних модификаций. Это вопрос, также как и дополнительная поставка двух МиГ-29 для замены потерянных в авариях, изучается штабом ВВС Малайзии. Самолеты МиГ-29 хорошо себя зарекомендовали в Малайзии, поэтому перспектива расширения сотрудничества с Малайзией с точки зрения поставки новых самолетов, безусловно, есть.

В последние годы РСК "МиГ" улучшила ситуацию в отношении качества и своевременности поставок запчастей и проведения необходимых текущих работ. По просьбе малайзийской стороны сделано предложение, предусматривающее проведение так называемой малой модернизацию МиГ-29.

Парк самолетов МиГ-29 в составе ВВС Малайзии эксплуатируется очень активно. На ЛИМА-2005 пять летчиков были награждены, как налетавшие более 500 часов. По состоянию на ноябрь 2005 г. был проведен планово-восстановительный ремонт на самолете, который отлетал 1000 часов. В декабре на этот регламент был поставлен второй самолет. Оба этих самолета - спарки. С 2006 года РСК "МиГ" включилось в полномасштабную программу 1000-часового регламента для всех остальных самолетов МиГ-29 малайзийских ВВС. Эти работы планируется выполнить в течение трех лет.

Уже более 10 лет в Малайзии работает совместное российско-малайзийское предприятие ATSC. Это СП успешно выполняет работы по сервисному обслуживанию и ремонту самолетов МиГ-29 из состава парка ВВС Малайзии. На текущий момент ATSC является ведущим предприятием в аэрокосмической отрасли промышленности Малайзии.

В 1999 году два многоцелевых вертолета Ми-17-1В поставил Малайзии Казанский вертолетный завод.

Значительной вехой в развитии ВТС двух стран стало подписание в 1999 году между правительством РФ и правительством Малайзии Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области обороны, оборонных технологий и оборонной промышленности и образование совместной российско-малайзийской межправительственной комиссии.

В июне 2001 года был подписан контракт на поставку в Малайзию противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) "Метис-М". В 2002 году Малайзия приобрела у России партию стрелкового оружия (автоматы АК-101). В том же году с "Рособоронэкспортом" был заключен контракт на закупку ПЗРК "Игла" производства коломенского КБ машиностроения (КБМ) на сумму 48 млн дол.

В ходе выставки вооружений ЛИМА-2003 был подписан контракт на поставку 10 вертолетов Ми-171Ш министерству обороны Малайзии и двух Ми-171Ш для полиции (эти два вертолета поставлены в 2005 г). Общая сумма контракта составила от 50 до 70 млн дол. Посредником в этой сделке выступила малайзийская аэрокосмическая компания "Айрот".

В 2003 году был подписан контракт на поставку ВВС Малайзии 18 самолетов Су-30МКМ. Стоимость контракта оценивается примерно в 900 млн дол. При этом Россия согласилась закупить в Малайзии пальмовое масло в объеме, эквивалентном 30% стоимости контракта. Поставки 18 истребителей Су-30МКМ в Малайзию будут завершены компанией "Сухой" в 2008 году.

В рамках выполнения малайзийского контракта было проведено большое количество технических переговоров с поставщиками иностранного оборудования на самолеты Су- 30МКМ, по его сопряжению на базе того опыта, который уже наработан по Су-30МКИ. Проделана большая работа по организации международной кооперации.

Контракт по поставке 18 самолетов Су-30МКМ уникален по сложности и не имеет аналогов в российской практике. Как известно, малайзийская сторона сама выбирала поставщиков импортной комплектации для Су-30МКМ. Более того, контракт составлен таким образом, что Малайзия обеспечивает поставку этих изделий в готовом виде на исполнение контракта. Если в других аналогичных контрактах обычно оговаривается перечень аппаратуры и на этом функция покупателя заканчивается, то здесь покупатель взял на себя более широкие полномочия. Это выбор, согласование применения и поставка комплектующих как на опытные, так и серийные машины.

Фирма "Талес" в качестве субподрядчика в декабре 2003 г. получила контракт стоимостью 120 млн евро (147 млн дол) на поставку БРЭО для Су-30МКМ.

Вторым крупным субконтрактантом является южноафриканская компания "Авитроникс", получившая заказ ВВС Малайзии на изготовление 18 систем оповещения об угрозе для истребителей Су-30МКМ. Контракт оценивается в 20 млн дол.

Третьим крупным субконтрактантом является индийская корпорация ХАЛ, которая поставляет комплектующие на сумму 30 млн дол для Су- 30МКМ, предназначенных для ВВС Малайзии.

На выставке ЛИМА-2005 основной акцент был сделан на продвижение в Малайзию и ряд других стран ЮВА самолета Як-130УБС, который принял участие в программе демонстрационных полетов.

ВВС Малайзии намерены объявить тендер на приобретение новых УТС/УБС в связи с отказом осенью 2005 г. от планировавшейся сделки с Новой Зеландией по закупке 17 устаревших УТС производства "Аэрмакки". В тендере будет участвовать Як-130УБС. Речь идет о закупке до 30 машин.

С ВВС и ВМС Малайзии обсуждается возможность приобретения самолетов патрульной авиации.

Потенциальный рынок Малайзии в военно-транспортных самолетах Ил- 76МФ оценивается в 12 машин.

В ходе официального визита Владимира Путина в Малайзию в 2003 году было подписано соглашение о создании в этой стране центра по продвижению Бе-200 в страны АТР. За прошедшие годы при содействии центра была проведена серия презентаций Бе-200 для различных министерств и ведомств Малайзии. Завершено формирование технического лица этого самолета в соответствии с требованиями малайзийской стороны.

Самолет Бе-200, в случае его базирования в Малайзии, может быть использован для проведения поисково- спасательных и пожарных операций не только в Малайзии, но на территории ряда соседних стран региона ЮВА. Кроме этих задач Бе-200 может также использоваться для целей патрулирования, мониторинга окружающей среды, пассажирских перевозок, а также проведения медико- эвакуационных мероприятий.

Корпорация "Иркут" планирует представить самолет- амфибию Бе-200 на малайзийский тендер. Речь идет о закупке 3-4 таких машин.

По просьбе МО Малайзии корпорация "Иркут" на выставке ЛИМА-2005 провела демонстрационные полеты БЛА с взлетной массой 2 кг. Кроме МО Малайзии, к БЛА производства "Иркут" проявили интерес и другие ведомства Малайзии - пожарная служба, департамент лесного хозяйства и управление безопасности.

Военно-морская составляющая пока уступает авиационной на рынке вооружений как Малайзии, так и других стран ЮВА. Задача заключается в том, чтобы подтянуть экспорт ВМТ и выйти на заключение конкретных контрактов. Наибольшие перспективы в регионе ЮВА имеют патрульные катера, корабли класса корвет и фрегат, а также неатомные подводные лодки.

С учетом политики диверсификации поставщиков всех видов вооружений, проводимой Малайзией, Россия имеет шанс пробиться на малайзийский рынок в области военно- морской техники. Примеров таких возможных ниш несколько. Относительно недавно в Малайзии создана новая служба Береговой охраны. С руководством этой службы российской стороной проведены переговоры и предложены к закупке несколько типов катеров. Катера предложены и Службе морской полиции Малайзии.

Несмотря на то, что Малайзия имеет развитую судостроительную промышленность, она может использовать передовые технические решения российских разработчиков ВМТ. У Малайзии не решена проблема с обеспечением государственной программы строительства 27 кораблей береговой охраны средней и дальней морской зоны. У России есть шанс закрепиться как соисполнитель в этом проекте. Для этой программы Россия предлагает вариант на базе корвета проекта 20382 "Тигр". Это корабль серийно строится для российского флота, имеет дальность плавания 4000 миль и автономность плавания 30 суток, причем эти ТТХ корабля можно увеличить.

Россия предлагает также Малайзии оказание услуг по осуществлению ремонта и модернизации судов, имеющихся в составе малайзийского флота.

ВМС Малайзии проявили интерес к малым ПЛ разработки "Малахита".

Россией предпринимаются также шаги по продвижению средств ПВО. Прежде всего, речь идет о продвижении ЗРК "Бук-М1-2" и "Тор-М1" и современных РЛС по обнаружению малоразмерных целей на большой дальности, на больших и малых высотах.

В частности, в ходе работы выставки ЛИМА-2005 "Рособоронэкспорт" провел очередную презентацию ЗРК "Тор-М1". Это была уже третья по счету презентация этой системы в Малайзии. Причем с каждой презентацией малайзийская сторона проявляет все более конкретный интерес к этой системе ПВО. По итогам переговоров на выставке малайзийской стороне было предложено устроить демонстрационный показ комплекса "Тор-М1" в России.

Для Сухопутных войск рассматривается возможность поставки запчастей к бронетанковой технике, приборов ночного видения с электронно- оптическими преобразователями второго и третьего поколений, а также модернизированных БМП-2 и БТР-80, артиллерийских выстрелов калибров 152 мм и 122 мм из наличия Минобороны РФ.

"Рособоронэкспорт" предлагает также МО Малайзии глубокую модернизацию польского танка РТ-91 ("Тварды"), созданного на базе танка Т-72. В результате модернизации закупленные Малайзией несколько десятков танков РТ-91 по своим боевым характеристикам практически сравняются с новейшими российскими основными боевыми танками Т-90С.

Малайзийской стороне предлагается оснастить польские танки новым двигателем, четырехканальной СУО, автоматической коробкой переключения передач, тепловизором, зенитным пулеметом новой конструкции, а также усовершенствованной системой защиты.

"Рособоронэкспорт" продвигает в Малайзию интегрированную систему контроля прибрежной зоны для борьбы с пиратством, браконьерством и контрабандой наркотиков в Малаккском проливе. В дальнейшем эту систему поэтапно можно наращивать и обеспечить надежный контроль всей 200- мильной экономической зоны Малайзии как в западной, так и в восточной частях страны. Презентация системы, головным разработчиком которой является "Транзас", состоялась на выставке ЛИМА-2005.

В целом, опыт сотрудничества последних лет после смены политического руководства Малайзии доказал, что курс в направлении развития сотрудничества с Россией остался неизменным. Преемственность развития отношений с Россией обеспечена по всем направлениям, в том числе в сфере ВТС....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка