О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выставка авиационных "сердец"

В Москве прошел Х Международный салон "Двигатели-2008"

В Москве прошел Х Международный салон "Двигатели-2008". Более 160 предприятий и организаций из 9 стран мира, занимающихся разработкой, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним, демонстрировали свою продукцию на общей площади около 7.000 кв. метров. На юбилейной выставке в рамках "Научно-технического конгресса по двигателестроению" на 11 тематических симпозиумах было заслушано около 200 докладов. Прошло обсуждение направлений дальнейшего развития двигателестроения.

Особое место в работе международного салона заняли мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения знаменитого конструктора авиационных двигателей Архипа Люльки. Центральной экспозицией "Двигателей-2008" стал стенд ОАО "НПО Сатурн". У истоков фирмы стоял Архип Михайлович, работая в ней, он изобрел схему двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), успешно применяемую у нас в стране и за рубежом.

В настоящее время ученики продолжают дело своего учителя, используя новейшие научные достижения. Научно-производственное объединение и сегодня по праву считается ведущей мировой двигателестроительной фирмой. Примером тому служат двигатель SaM146 для пассажирского регионального самолета Sukhoi SuperJet-100, созданный в кооперации с французской фирмой Snecma, АЛ-55И с тягой 1760 кг для российского МиГ-АТ и учебно-тренировочного самолета Индии HJT-36, "изделие 117С" для Су-35, разработка двигателя для ПАК ФА.

Не менее успешно работают и другие фирмы. Пермский моторостроительный комплекс (ПМК) демонстрировал ПС-90А2. Два первых двигателя в этом году будут переданы на сертификацию по российским, а в дальнейшем по европейским и американским авиационным правилам. Его серийный выпуск намечен на 2009 год. В этом году запланирован выпуск 40 двигателей, в 2009 г. - 55, в 2010 - 80 из семейства ПС-90.

Московское машиностроительное предприятие (ММП) им. Чернышева демонстрировало РД-1700, который в ближайшее время установят для проведения испытаний на МиГ-АТ. По оценке экспертов, у двигателя хороший потенциал. ТМКБ "Союз" разработало его модернизацию с увеличением тяги до 2.500 кг. Она позволит рассматривать двигатель в качестве силовой установки для Як-130.

Незадолго до выставки принято решение "Об организации производства авиационных турбовальных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500" и передаче всей технической документации на ММП им. Чернышева. Серийное производство будет развернуто к середине 2010 года. На эту и другие гражданские программы, реализуемые на предприятии, из госбюджета выделяется около 60 млрд. рублей.

В ходе работы выставки специалисты активно обсуждали перспективы создания следующего поколения авиадвигателей для гражданской авиации. Стоит задача до 2020 года снизить расход топлива на 50 процентов с одновременным повышением ограничения по шуму. Нужны системный подход и разработка лайнера при тесном сотрудничестве самолето- и двигателестроителей, а не как ранее, когда каждый из них отвечал за свой участок деятельности. Авиастроение выходит на уровень, когда потребуется мировая кооперация ведущих фирм.

Разработчики двигателей в России пока ориентируются на проект МС-21. Они ждут объявления тендера по самолету и прежде всего требования Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) для силовой установки.

Считающие для себя российский рынок приоритетным украинские компании "Мотор Сич", "Ивченко-Прогресс" совместно с ММПП "Салют" предложили на базе Д-436 сделать модификацию АИ-236Т-12 с тягой в 12 тонн. По их оценке, стоимость разработки будет от 4,5 до 6 млрд. долларов.

Пермские предприятия тоже ведут разработку перспективного двигателя - ПС-12. Конструкторами для него уже разработаны отдельные узлы, которые проходят испытания. Специалисты считают, что без государственной поддержки в финансировании работ создание силовой установки для МС-21 невозможно.

Научно-исследовательский центр Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) ведет испытания акустических характеристик бироратативного вентилятора с противовращением. Они проходят в рамках общеевропейской программы, которую ведет французская фирма Snecma. Планируется снизить уровень шума на 6 дБ, уровень эмиссии выхлопных газов - на 60 процентов. Французские специалисты заявляют, что взятый за основу газогенератор SaM146 с переделанной турбиной позволит достичь 12- тонной тяги.

На Х Международном салоне "Двигатели-2008" шел и откровенный обмен мнениями о преодолении оставшихся проблем в газотурбинном двигателестроении. Разработана стратегия, в соответствии с которой необходимо добиться на внутреннем рынке в отрасли роста объемов производства в денежном выражении к 2015 году в 2,4 раза, к 2025 году - в 4,2 раза. При этом обеспечить потребности Российской армии в вооружении и военной технике, а также активно работать в сферах электроэнергетики, ЖКХ, транспортной инфраструктуры и нефтегазового комплекса. Задача максимум - стратегическое изменение конкурентных позиций нашей страны в этой отрасти на мировом рынке. По промышленным газотурбинным установкам войти в тройку мировых лидеров. По продажам авиационных двигателей гражданского назначения на мировом рынке достичь уровня 10 процентов.

Столь амбициозные планы требуют предусмотреть дополнительного выделения на реализацию Федерально-целевой программы (ФЦП) "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" 4,3 млрд. рублей на ОКР, 0,8 млрд. - НИР и 1,1 млрд. - капиталовложения. Заместитель министра промышленности и энергетики РФ Денис Мантуров сообщил, что в 2008 г. предусмотрено дополнительное финансирование программ доводки двигателей ПС-90А2 и SaM146 в размере 2,4 млрд. рублей. В дальнейшем предстоит разработать и утвердить ФЦП "Развитие газотурбостроения в авиационной промышленности на 2008-2015 гг. и на период до 2025 года".

Как говорится, планов громадье, а какие проблемы имеем сегодня и как они решаются? В настоящее время газотурбинным двигателестроением России выпускается продукция для авиастроения, судостроения, энергетики и транспортного машиностроения. В нем работают 14 проектных организаций и научных центров газотурбинного двигателестроения, 13 заводов, производящих газотурбинные двигатели, и 13 предприятий, выпускающих для них различные комплектующие изделия, еще более 1.000 производств комплектующей продукции работают в других отраслях. Главная системная проблема - неконкурентоспособность российского двигателестроения.

Как заявил генеральный директор ОПК "Оборонпром" Андрей Реус, уровень развития российского двигателестроения пока не позволяет конкурировать на мировом уровне. По его мнению, эта отрасль российской промышленности сильна конструкторскими находками и решениями. Однако с точки зрения таких бизнес-процессов, как организация производства, логистика, снижение себестоимости, в России не достигнут тот уровень, когда отечественные производители могли бы реально конкурировать с западными.

Практически на всех предприятиях устарел парк оборудования. Его средний возраст 30-40 лет. Необходимы солидные капиталовложения. Фирмы этого сделать не могут по причине того, что в среднем рентабельность продукции упала с 15 до 5 процентов. Ее "съело" повышение цен на сырье, давно перешагнувшее мировой уровень. В ценах двигателей стоимость металла возросла до 75 процентов. Чем объяснить такой парадокс? Формировать продуктовый ряд, вступать в международную кооперацию по созданию двигателей, отвечающих мировым требованиям завтрашнего дня с оборудованием прошлого века, - нонсенс.

Имеются проблемы с кадрами. Например, в промышленных городах, где имеются успешно работающие предприятия, не так-то просто найти рабочую силу для фирм, участвующих в двигателестроении. Недавно Министерство образования закончило конкурс среди 5.000 общеобразовательных учреждений России. В 70 учебных заведениях, ставших победителями, будет вестись подготовка специалистов для авиа- и двигателестроения. В работе конкурса активное участие принимали многие российские фирмы. Вот почему в рамках салона "Двигатели-2008" был проведен "День науки и знаний" с участием российских ученых заведений авиационной направленности. В заключение остается сказать, что прошедший Х Международный салон "Двигатели-2008" подтвердил: отечественное газотурбинное двигателестроение обладает весомым потенциалом и способно внести значительный вклад в укрепление позиций российской авиатехники и вооружения на мировом рынке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка