О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Белый лебедь" на параде Победы

На авиабазе в Энгельсе представители КАПО передадут 37-й армии ВВС новый стратегический бомбардировщик Ту-160. А 9 мая над Красной площадью во время парада Победы такой же самолет пролетит над Кремлем в окружении эскорта истребителей

Между этими двумя событиями всего 10 дней. На авиабазе в Энгельсе Саратовской области представители Казанского авиастроительного производственного объединения имени Горбунова передадут 37-й армии ВВС России совершенно новый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160, который на Западе называют Blackjack, а наши летчики - "Белый лебедь". А 9 мая над Красной площадью во время парада Победы точно такой же самолет пролетит над Кремлем в окружении почетного эскорта истребителей.

Ту-160 сегодня регулярно летает на воздушное патрулирование в Северный Ледовитый океан, Атлантический и Тихий, а также в Средиземное и Черное моря. "Тренирует своих пилотов и пилотов стран НАТО", - говорит главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин.

Разработка Ту-160 началась в конце 60-х годов прошлого века в ответ на создание в США стратегического бомбардировщика В-1. Даже внешне они чем-то похожи, что до сих пор остается предметом профессиональных шуток - то ли американцы "содрали" у нас внешние очертания и принцип изменяемой геометрии крыла, то ли мы, как и в случае с атомной бомбой, воспользовались услугами отечественной агентурной разведки. Но специалисты утверждают, что эти совпадения случайны, вызваны похожим развитием конструкторской мысли. А первоначально проект ОКБ Туполева, именно он победил в конкурсе на создание нового стратегического бомбардировщика, напоминал пассажирский самолет Ту-144. Но такая конфигурация не обеспечивала необходимой дальности при полете на дозвуковой скорости. И в 1975 году был разработан новый проект - самолет "70" с изменяемой геометрией крыла.

Главным конструктором был назначен Валентин Близнюк. Двигатели для "тушки" делали на самарском ОКБ имени Николая Кузнецова. Работой руководил лично министр авиационной промышленности Петр Дементьев, а курировал ее от ЦК КПСС всесильный министр Дмитрий Устинов.

Первый полет прототип бомбардировщика Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года с аэродрома ЛИИ имени Громова. А 6 октября 1984 года он поднялся в воздух с полным комплектом оборудования. В двух гондолах самолета на многозарядных револьверных катапультных устройствах размещалось 12 дозвуковых крылатых ракет с ядерными боеголовками Х-55. Сейчас они могут быть заменены крылатыми ракетами с "обычным" оснащением. Их индекс Х-555. В бомболюках могут также размещаться и авиабомбы. Самолет может брать на борт свыше 40 тонн боеприпасов. Американский В-1, кстати, только 34 тонны.

Правда, наш Ту-160 в отличие от своего заокеанского "партнера" участия в боевых действиях никогда не принимал и служит до сих пор оружием сдерживания вероятного агрессора, а не системой его устрашения. В чем разница между двумя этими определениями, военные не разъясняют. Но на воздушное патрулирование наши стратегические бомбардировщики, как неоднократно подчеркивал главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин, летают без своих вооружений. Проводят только учебные атаки. В том числе и над авианосцами США, но при этом, как утверждают в российских ВВС, не нарушают никаких международных правил и соглашений о недопустимости опасной деятельности.

Стратегические бомбардировщики Ту-160 наша страна чуть не потеряла. Большинство из них (всего было выпущено 36 самолетов) в конце 80-х годов прошлого века дислоцировалось в Украине, на аэродроме города Прилуки. И после развала Советского Союза 20 машин остались собственностью Киева. По Лиссабонскому соглашению Украине, как, впрочем, Белоруссии и Казахстану, запрещалось иметь ядерное оружие, в том числе и средства его доставки к цели. Киев начал резать эти машины. Только восемь бомбардировщиков после длительных и сложных разговоров в начале этого века удалось вернуть в Россию в счет государственного долга Украины за газ. Но они были в таком состоянии, что их срочно отправили на завод для капитального ремонта и модернизации. Эта работа продолжается и сейчас.

Интересно еще и то, что, хотя Ту-160 поступили в строй ВВС после государственных испытаний еще в 1987 году, официально приняты они на вооружение только спустя почти 20 лет - 30 декабря 2005 года. Почему? Вразумительного объяснения этому "феномену" нет.

Сегодня в боевом строю российских ВВС вместе с новым бомбардировщиком, который передан военным 29 апреля, 16 боевых машин. На них установлено 44 мировых рекорда. По высоте, дальности полета и подъему самого большого груза. Интенсивность полетов Ту-160 в Атлантику и Тихий океан генерал-полковник Александр Зелин обещал довести до 20-30 в месяц. Тренировать молодых летчиков - капитанов и майоров. А в небе над Москвой 9 мая пролетят самые опытные. Кто именно, пока ВВС оставляет в секрете....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка