О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт "Пулково" повел себя не по-европейски

Чиновники Смольного посчитали, что концепция развития аэропорта "Пулково", разработанная в 2006 году компанией Hochtief AirPort GmbH, устарела и требует доработки

Чиновники Смольного посчитали, что концепция развития аэропорта "Пулково", разработанная в 2006 году компанией Hochtief AirPort GmbH, устарела и требует доработки. В конце августа администрация города устроит презентацию ее обновленной версии. В частности, она должна учитывать, что расчетная пропускная способность аэропорта к 2025 году значительно превысит 22 млн пассажиров в год - это на 5 млн больше, чем предусматривал первоначальный вариант концепции. Эксперты отмечают, что с проблемой ошибочных прогнозных расчетов пассажиропотока столкнулись и власти Москвы, которые теперь также вносят коррективы в программы развития аэропортов столичного авиаузла.

Как сообщил председатель комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Николай Асаул, корректировкой концепции будет заниматься британская компания Airport Strategy Marketing (ASM), трафик-консультант проекта развития "Пулкова". Напомним, что в феврале этого года Смольный выбрал трех консультантов для подготовки и проведения концессионного конкурса на право реконструкции "Пулкова": компания Dewey & LeBoeuf стала правовым консультантом, ASM отвечает за вопросы трафика, группа Citi - за финансовую сторону.

По словам Николая Асаула, с момента разработки концепции развития аэропорта стало ясно, что заложенного в проект потенциала пропускной способности (17,3 млн пассажиров в год) не достаточно. Господин Асаул заявил, что даже самый оптимистичный вариант концепции, предполагающий, что пассажиропоток петербургского авиаузла составит 22 млн пассажиров, сегодня уже выглядит более чем скромно. При составлении заявок на участие в конкурсе по отбору инвесторов на реконструкцию "Пулкова" (он был объявлен Смольным в конце апреля 2008 года) претенденты должны будут ориентироваться уже на новый прогноз по пассажиропотоку. Как изменение расчетной пропускной способности аэропорта повлияет на стоимость реализации проекта, Николай Асаул уточнять не стал.

Отметим, что точного объема инвестиций в этот проект городские власти до сих пор не называли. На заседании правительства Петербурга, где было утверждено постановление о проведении инвестиционного конкурса, прозвучала цифра 40,2 млрд рублей, а на пресс-конференции, на которой было объявлено о начале приема заявок на конкурс, - 35 млрд рублей. Вице-губернатор Юрий Молчанов заявил, что назвать сумму, необходимую для реализации проекта развития "Пулкова", можно будет только по итогам конкурса.

В прошедшем 7-8 мая 2008 года в Лондоне роуд-шоу, где была презентована концепция развития аэропорта "Пулково", принимали участие свыше 300 компаний. "Мы провели встречи в формате one-to-one более чем с 20 компаниями, некоторые из них выразили готовность принять участие в конкурсе на право реализации проекта реконструкции и развития аэропорта. Но до подведения итогов первого этапа конкурса я не могу их назвать", - заявил господин Асаул.

Специалисты не склонны обвинять в просчетах автора концепции развития "Пулкова" британскую компанию Hochtief AirPort GmbH. По их мнению, причина ошибки в том, что Россия не вписывается в традиционные методики оценки роста пассажиропотока. "В мировой практике для прогнозных расчетов используется величина ВВП: скажем, если ВВП растет на 1% в год, то и рост пассажиропотока будет около 1,2%. В России этот метод срабатывает не всегда, потому что у нас на параметры пассажиропотока влияет не только ВВП, но и рост реальных доходов населения. Причем это характерно именно для Москвы и Петербурга. Еще один нюанс: несмотря на то, что цены на топливо стремительно растут, на стоимости авиабилетов это отражается не прямо пропорционально, так как авиакомпании часть издержек берут на себя. А потому авиабилеты в сопоставлении с другими товарами дорожают меньше", - комментирует Олег Пантелеев, руководитель аналитического отдела "АвиаПорт". По его словам, неожиданно резкий рост объемов авиаперевозок - общероссийское явление, характерное больше всего для Москвы и Петербурга. "Пять лет назад была разработана концепция развития московского авиаузла. Было составлено три варианта, и даже самый оптимистичный из них не дотянул до нынешних реальных показателей увеличения объема перевозок. И теперь, например, приходится переделывать план развития терминала "Шереметьево-3", причем даже новые целевые показатели могут оказаться недостаточными. С другой стороны, такой бешеный рост авиаперевозок, который наблюдается в последнее время, рискованно закладывать в программы развития аэропортов, потому что в долгосрочной перспективе они могут и не оправдаться", - говорит эксперт.

Джон Вулф, директор компании Airport Strategy and Marketing Ltd., еще в конце прошлого года отмечал, что Петербург является самым динамично развивающимся городом России и Европы. Прошлогодний рост авиаперевозок составил почти 20% по отношению к 2006 году, в этом году эксперты прогнозируют значительное увеличение этого показателя. В Петербурге и Москве рост еще значительнее. Как сообщил генеральный директор ОАО "Аэропорт "Пулково" Андрей Муров, по итогам 2007 года пассажиропоток "Пулкова" составил 6,1 млн человек. При этом уже в первых месяцах 2008 года наблюдается увеличение пассажиропотока на 30%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка