О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сатурн" взяли в кольцо

Скупив 30 процентов акций ведущего российского производителя авиадвигателей - УМПО, "Оборонпром" может заблокировать объединение НПО "Сатурн" с уфимским предприятием в одну компанию

На прошлой неделе входящая в госкорпорацию "Ростехнологии" ОПК "Оборонпром" приобрела 20% акций Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) - крупнейшего отечественного производителя авиадвигателей для истребителей семейства Су-27/Су-30. Эксперты считают, что этот пакет обошелся госхолдингу почти в 4 млрд рублей. По словам представителей "Оборонпрома", акции были приобретены у компании "Объединенные финансы". Именно эта структура летом прошлого года продала дружественной "Оборонпрому" компании еще около 10% акций УМПО. Таким образом, в общей сложности "Оборонпром" сейчас контролирует около 30% акций УМПО. В госхолдинге считают, что эта доля позволит ему провести на очередном собрании акционеров УМПО не менее четырех своих представителей в совет директоров предприятия, состоящий из 15 человек. Впрочем, это, судя по всему, лишь промежуточная цель. Стратегическая задача "Оборонпрома" - установить контроль не только над УМПО, но и вообще над всеми независимыми российскими производителями авиадвигателей, включив их в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК).

Тихий ход на малой тяге

Впервые идею консолидации двигателестроительных предприятий России руководство "Оборонпрома" выдвинуло почти год назад. И на первых порах эта идея получила поддержку двигателистов, что легко объяснимо. Системный кризис в отечественном двигателестроении не удается преодолеть уже много лет. Рентабельность предприятий в последние годы сократилась с 27 до 7%, а прибыль упала почти вдвое. В стране действуют не менее 40 двигателестроительных заводов, из них семь выпускают финальную продукцию. Но производимые ими двигатели в подавляющем большинстве уступают западным аналогам практически по всем ключевым параметрам - ресурсу, расходу топлива, шуму и проч. Например, широко разрекламированный пермский двигатель ПС-90А, который устанавливается на дальнемагистральные авиалайнеры Ту-214 и Ил-96, - всего лишь модернизированная копия двигателя Pratt & Whitney 60−х годов прошлого века. В результате суммарный объем продаж всех российских авиадвигателей почти в 15 раз меньше, чем у двигателестроительного подразделения General Electric.

Но самое главное, что в России крайне мало перспективных разработок новых силовых установок. По словам Владимира Путина, "нынешнее технологическое, финансовое и структурное состояние отрасли не способно удовлетворить спрос, предъявляемый мировым рынком". В результате в августе прошлого года Владимир Путин одобрил идею создания сразу нескольких двигателестроительных холдингов. Первый из них появился на базе ММПП "Салют" (производит силовые установки для Су-27 и Су-30), второй объединил активы предприятия "Климов" и завода имени Чернышева (выпуск двигателей для МиГ-29), третий - самарские и пермские двигателестроительные предприятия, занимающиеся преимущественно выпуском гражданских авиадвигателей. Наконец, четвертый холдинг - "Сатурн-УМПО" был создан частными акционерами этих предприятий.

Из всех российских двигателестроительных интегрированных структур альянс НПО "Сатурн" и УМПО обладает наибольшим научно-техническим потенциалом. Так, например, НПО "Сатурн" вместе с французской корпорацией Snecma сделал совершенно новый авиадвигатель SaM-146 для нового российского регионального самолета Superjet 100. Суммарные инвестиции в этот проект составили почти 500 млн долларов. В результате в Рыбинске фактически с нуля был построен современный двигателестроительный завод, отвечающий всем мировым стандартам. А в военной сфере "Сатурн" вместе с УМПО не только модернизировал двигатель АЛ-31, которым оснащаются все истребители фирмы Сухого, но и разработал прототип двигателя пятого поколения (изделие 117С), который после доводки будет устанавливаться на новое поколение самолетов "Су". Кроме того, "Сатурн" создал СП с General Electric по выпуску газовых турбин мощностью 40, 78 и 126 МВт. В общей сложности "Сатурн" намерен вложить в развитие газовых турбин более 5 млрд рублей. На днях банк Sumitomo открыл "Сатурну" кредитную линию в 700 млн долларов на закупку оборудования.

Успехи "Сатурна" и УМПО просто не могли не привлечь внимание руководителей "Оборонпрома", которые открыто объявили в конце прошлого года о намерении включить эти частные предприятия в создаваемый госхолдинг. Впрочем, тогда главе "Сатурна" Юрию Ласточкину притязания "Оборонпрома" удалось отбить. В самом конце декабря "Сатурн" приобрел около 20% акций УМПО за 2 млрд рублей и объявил о создании ЗАО "Управляющая компания "Сатурн-УМПО"". По словам г-на Ласточкина, эта сделка совершена в целях реализации меморандума о стратегическом партнерстве, предусматривающего конечной целью создание единой компании - национального лидера в области газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения. Есть все основания полагать, что руководство рыбинского предприятия вместе с менеджментом УМПО сейчас контролируют более 51% акций уфимского завода. Получение контроля над УМПО существенно укрепило позиции Ласточкина и его партнеров в спорах с "Оборонпромом".

Сам Юрий Ласточкин решительно против вхождения образующейся единой компании в состав госкорпорации. "Если создается структура, где над производителем будет две-три надстройки, то, на мой взгляд, это сложная громоздкая структура, которая будет требовать много денег на свое содержание и будет очень бюрократической", - не раз заявлял г-н Ласточкин. Он также отмечал низкий уровень управления менеджерами "Ростехнологий": "Вручать же активы, которые мы десять лет развивали и структурировали, случайным людям, - это даже за гранью юмора. Ведь не просто об активах идет речь - на УМПО и "Сатурне" работают 40 тысяч высококлассных специалистов, - говорил нам г-н Ласточкин. - А создание и производство такой сложнейшей техники, как двигатель, - это очень тонкая материя: легко разрушить, но очень трудно создать и сделать эффективным". Тем не менее новую атаку на свои активы владельцы "Сатурна" и УМПО отбить уже не смогли.

Оборонная национализация

Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов 16 апреля, то есть примерно за три недели до прекращения президентских полномочий Владимира Путина, убедил его подписать указ "О дальнейшем развитии "Оборонпрома"". В соответствии с этим документом "Оборонпрому" были переданы различные пакеты акций десяти двигателестроительных предприятий России, в том числе и 37% акций НПО "Сатурн", принадлежащих государству. Но главное - данный указ де-факто означает национализацию "Сатурна" и его передачу под контроль "Оборонпрома". Эта компания в течение 15 месяцев должна сформировать из переданных ей активов стопроцентную "дочку" - управляющую компанию "Объединенная двигателестроительная корпорация" (УК ОДК). К концу этого срока контрольные пакеты акций двигателестроительных предприятий должны быть сконцентрированы в ОДК. Общая схема реорганизации, в результате которой контроль над участниками ОДК получит "Оборонпром", определена в указе. Она состоит из двух параллельных процессов. Один из них - допэмиссия акций "Оборонпрома", размещаемая по закрытой подписке: часть этих ценных бумаг получит Росимущество, предоставив взамен принадлежащие ему акции предприятий - участников ОДК. Второй - увеличение как минимум до контрольного пакета доли "Оборонпрома" в капитале передаваемых ему предприятий.

Тем не менее очевидно, что, если частные акционеры "Сатурна" откажутся менять свои бумаги на акции ОДК, выполнить президентский указ, не нарушая законодательство, будет невозможно. А пойти на открытый конфликт с владельцами и партнерами "Сатурна", в числе которых государственная французская группа Safran, швейцарский банк UBS и ряд других известных структур, Сергей Чемезов почти наверняка не решится. И понятно почему. Одно дело конфликтовать с Юрием Ласточкиным, и совсем другое - с Николя Саркози. А вот разрушить альянс "Сатурна" с УМПО руководству "Оборопрома" вполне по силам. Консолидировав 30% УМПО, "Оборонпром" может заблокировать процесс объединения "Сатурна" с уфимским предприятием в одну компанию. Если же этого по каким-то причинам сделать не удастся, в запасе у "Оборонпрома" есть еще один ход. С 2006 года Росимущество оспаривает законность приватизации УМПО. В связи с рассмотрением его иска Федеральный арбитражный суд Уральского округа 3 марта наложил обеспечительные меры на пакет, принадлежащий "Сатурну", - бумаги не могут быть отчуждены или обременены. Очередной этап рассмотрения дела состоится в конце мая в арбитражном суде Башкирии. Если суд признает приватизацию незаконной, то "Оборопром" имеет все шансы получить УМПО вообще без борьбы. Правда, никакого положительного эффекта ни для предприятия, ни для отрасли в целом от этого не будет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка