Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 16.05.2008, 19:05
 

Agusta приземлилась в России

Итальянцы займутся отверточной сборкой вертолетов в России


Как ожидается, сегодня в рамках международной выставки HeliRussia 2008 корпорация "Оборонпром" и AugustaWestland объявят о начале крупномасштабного долгосрочного сотрудничества в сфере вертолетостроения. "Оборонпром" станет эксклюзивным дистрибьютором всей линейки продукции итальянской компании и создаст сервисный центр по обслуживанию ее техники, которой за пять лет в России планируется продать на 400 млн евро. Также в соответствии с соглашением уже в 2010 году будет создано местное сборочное производство вертолетов АW139.

AW139 имеет каталожную стоимость около 8,5 млн долл., правда, в России она увеличивается из-за таможенных пошлин на 40%. При взлетной массе около 6,4 т он способен перевозить до 15 пассажиров или 2,8 т груза. Производится с 2003 года.

Как ожидается, в подписании примут участие гендиректор ОАО "ОПК "Оборонпром" Андрей Реус, глава AugustaWestland Джузеппе Орси и гендиректор ОАО "Вертолеты России" Андрей Шибитов. Как отмечает источник РБК daily, близкий к сделке, изначально стороны исходили из необходимости равноправного сотрудничества с западной компанией, чтобы не сделать Россию страной отверточной сборки, рассчитанной только на внутренний рынок. "Вертолетам России" нужны технологии, стандарты обслуживания техники, чтобы произведенные в России машины продавались по всему миру. В свою очередь AugustaWestland интересует внутренний российский рынок. Итальянский производитель имеет в России, по некоторым оценкам, заказы на два десятка машин", - говорит источник РБК daily.

Сотрудничество с AugustaWestland будет многоступенчатым. На первом этапе "Оборонпром" займется дистрибуцией гражданских вертолетов АW109, AW139 AugustaWestland в России. Об этом еще в 2007 году был подписан протокол о намерениях. По оценкам обеих компаний, до 2012 года в России будет продано итальянской техники на 400 млн евро. На втором этапе в Москве и Санкт-Петербурге обеими компаниями будут созданы сервисные центры по обслуживанию всего модельного ряда техники AugustaWestland.

На третьем этапе, который начнется в 2010 году, в России планируется создать совместное сборочное производство вертолетов АW139. Как говорил ранее занимавший в то время пост замглавы Минпромэнерго Денис Мантуров, сборка вертолетов будет организована в Люберцах, где на сегодняшний день расположен вертолетный завод, принадлежащий ОАО "Камов". В "Оборонпроме" не комментируют подписание соглашения, однако факт ведения с итальянцами переговоров не отрицают. Стоимость проекта создания сборочного производства стороны не уточняют.

"Это же соглашение о производстве прототипа вертолета Ка-62, рассчитанного на перевозку 16 человек", - недоумевает глава совета директоров "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. По его словам, AW139 уступает по грузоподъемности российскому аналогу и не создан для эксплуатации в северных широтах. "Это указывает на то, что в России не сформирована ясная и понятная политика в области вертолетостроения", - говорит он РБК daily. В "Оборонпроме" признают, что в нише 6,5 т в модельном ряду есть Ка-62. Но проект требует серьезных инвестиций, чтобы привести его в коммерческий вид. Поэтому, чтобы закрыть эту брешь, пока будет дорабатываться Ка-62, принято решение дать возможность итальянцам организовать совместное производство машины этого же класса. Сейчас работают группы специалистов по анализу возможностей такой кооперации.

Ранее Agusta пыталась реализовать в России совместный проект. В 1995 году итальянцы и "Камов" разрабатывали гражданский вертолет Ка-64, но из-за прекращения финансирования с российской стороны работы были свернуты. От российской стороны требовалось вложение около 100 млн долл. "Мы не ожидаем того, что этот контракт как-то повлияет на рынок вертолетов в России и присутствие на нем других компаний", - говорит РБК daily гендиректор "Еврокоптер Восток" Жером Нулянс. По его словам, продажи вертолетов в России только марки Eurocopter в 2008 году по сравнению с 2007 годом вырастут на 100%. Это подписание имеет больше политическое значение и не отражает реальной экономики проекта, это дружеский проект бывшего президента России Владимира Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, считает топ-менеджер одной западной авиационной компании.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 мая 2008 года | Дайджест публикаций за 16 мая 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ка-60, Камов, МОТОР СИЧ, Вертолеты России, ОБЪЕДИНЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОБОРОНПРОМ", Мантуров Денис, Богуслаев Вячеслав, Реус Андрей, AIRBUS HELICOPTERS VOSTOK, Самолетостроение, МОТОР СИЧ, Мотор Сич (Motor Sich Airlines) (в процессе тестирования)