Автор: Юрий Гаврилов
Опубликовано: 16.05.2008, 19:35
 

Вертолет по имени "Серега"

На выставке в Москве показали, на чем будут летать россияне через десять лет


Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2008, которая открылась вчера в Москве, обещает немало сюрпризов.

Многое тут происходит впервые. Впервые Россия обрела интернациональную площадку для показа самого передового, что есть на сегодня в мире вертолетных технологий. Сколь ни странно это звучит, но прежде мы только гостили на подобных выставках в США и Европе. Теперь наконец принимаем визитеров со всего мира у себя. На HeliRussia 2008 их собралось почти полторы сотни - компаний и фирм, которые занимаются разработкой, производством и продвижением на рынке геликоптеров.

Отечественные предприятия, опять же впервые, представлены в Москве не как самостоятельные структуры, а как звенья единого государственного холдинга "Оборонпром" и его дочернего ОАО "Вертолеты России". Устроители выставки объяснили корреспонденту "РГ", что это дает национальной авиапромышленности. Образно говоря, проталкиваться в первые ряды вертолетостроителей, проводить взвешенную маркетинговую политику, конкурировать с западными коллегами в одиночку не по силам даже таким грандам отрасли, как "Миль" и "Камов".

В стране, где винтокрылые машины являются единственным средством передвижения на площадях, сопоставимых с территорией небольших государств, просто грех не развивать этот вид транспорта. Да что там говорить про глубинку, если без них скоро начнут задыхаться даже мегаполисы. Интересный факт. Вице-премьер Сергей Иванов, который вчера должен был открывать выставку HeliRussia 2008, опоздал почти на полчаса из-за большой пробки на МКАД. Доехать быстрей ему не помогли ни "мигалки", ни милицейское сопровождение. Вертолетам такие транспортные коллапсы не страшны.

Вице-премьер озвучил на выставке статистику, которая произвела грустное впечатление. Сегодня на миллион россиян приходится всего 14 гражданских вертолетов. В не слишком продвинутой в авиационном плане Канаде этот показатель почти в три раза выше. По словам заместителя министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, уже разрабатывается долгосрочная программа развития национального вертолетостроения, на ее реализацию направят 150 миллиардов рублей.

Проектов и уже готовых машин под такую программу в России хватает. Гостям выставки показали кое-что из "запасников" линейки легких вертолетов. Они сегодня особенно востребованы и бизнесом, и государственными структурами, и обычными гражданами. Например, Сергей Иванов немало времени провел у многоцелевых Ка-226. Это машина оказалась тезкой вице-премьера: разработчики ласково назвали ее "Серега". Уникальность вертолета в том, что он является своеобразным трансформером. Под базовую часть, куда входят кабина экипажа, двигатели и хвостовая балка, можно подцепить съемный модуль различного назначения - пассажирский, спасательный, медицинский, милицейский. Иметь под рукой такую машину не просто удобно, но и выгодно таким "экстремальным" ведомствам, как МВД или ФСБ.
Если Ка-226 - это сегодняшний день российского вертолетостроения, то его собратья Ка-90 и Ка-92 - это как минимум день послезавтрашний. На выставке в Москве их представили в макетном варианте, и у автора этих строк, признаться, первой мыслью было: да им место в магазине детских игрушек. Представьте себе вертолет... без винтов. Оказывается, могут быть и такие. На концепт-модели они складываются в специальный короб на "спине" машины. При взлете и посадке лопасти работают в привычном режиме, а когда машина поднимается на нужную высоту, они убираются типа самолетных шасси. Потом включается реактивный двигатель, и вертолет летит, словно ракета. У него и скорость, по вертолетным меркам, близка к реактивной - до 800 километров в час. А вот другой проект больше ориентирован на долгий маршрут. Жесткие и укороченные лопасти, двигатель в хвосте, похожий на винт подводной лодки, по утверждению разработчиков, обеспечит машине дальность полета до 1400 километров при скорости 400 км/ч. Для сравнения: сегодня вертолеты ходят без посадки километров на 250-300 и имеют примерно такую же максимальную скорость.

Как сказал корреспонденту "РГ" генеральный конструктор фирмы "Камова" Сергей Михеев, при соответствующем спросе на такие машины они могут завоевать небо уже через 10-12 лет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 мая 2008 года | Дайджест публикаций за 16 мая 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ка-226, Камов, Вертолеты России, Иванов Сергей, Михеев Сергей, Самолетостроение, Выставки и конференции (в процессе тестирования)