О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Все-таки он катится

В Комсомольске-на-Амуре прошла презентация Sukhoi Superjet 100. На его взлет гостей не пригласят. "Superjet - наше дитя, его рождение - таинство", - объясняет гендиректор ОАО "Сухой" М.Погосян

В Комсомольске-на-Амуре прошла презентация Sukhoi Superjet 100. На его взлет гостей не пригласят. "Superjet - наше дитя, его рождение - таинство, - объясняет гендиректор ОАО "Сухой" Михаил Погосян. - Беременная женщина никогда не пригласит на рождение ребенка прессу и гостей"

Для нас день взлета будет самым большим праздником - никакой Новый год не сравнится, - говорит Сергей Владимирович, рабочий ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина" (КнААПО). - Superjet 100 спас город и завод от медленного вымирания".

Цена проекта

Региональный самолет Superjet 100 на 75 и 95 мест. Каталожная цена SSJ 100 - $29,9 млн. Уже законтрактовано 75 самолетов. Общая стоимость проекта - $1,5 млрд.


Все, с кем ни заговоришь, от рабочего до директора, не просто делают самолет - исполняют миссию. Спасают предприятие, город, страну. "Мы - № 1 в отрасли, - говорит "Ведомостям" Погосян. - А Superjet - самый лучший проект в России. Назовите мне что-то подобное в России в любой другой отрасли".

В КнААПО всегда делали военные самолеты: бомбардировщики и реактивные истребители. А тут решились построить гражданский региональный самолет, да еще так, чтобы он мог конкурировать на мировом рынке. По заводу развешаны плакаты: "Sukhoi Superjet 100 - качество, надежность, комфорт", "Сохраним и приумножим традиции первостроителей". Более половины сотрудников шестнадцатитысячного предприятия работают именно над Superjet 100, рассказывает начальник производственного управления Владимир Быченко. "А работа интересная, творческая, - хвалится Быченко. - Самолет спроектирован без единой бумажки, все на компьютере в трехмерной модели. Такого в России еще не было".

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко привез на показ надежды российского авиапрома заместителя председателя Комиссии европейских сообществ Гюнтера Ферхойгена. Еврочиновник был поражен тем, в какую глушь забрался инновационный продукт: "И представить не мог, что так далеко придется лететь". Но долгая дорога не испортила впечатления, говорит Ферхойген: "Здесь я увидел модель промышленной кооперации". Делали самолет вместе российские и европейские инвесторы и продавать его будут тоже вместе: на внутреннем и внешнем рынках.

Superjet со скоростью 150 км в час дважды проехал по полосе - туда и обратно. Пять минут - и презентация закончилась.

Нос у самолета длинный, в бело-черную полоску. Летчики потом объяснили, что это датчик для измерения скорости. Христенко, Погосян, Ферхойген одобрительно кивали. Мечта еще не летает, но уже ездит, а значит, существует. "Государство в проект поверило, и не зря", - подводит итог министр.

Погосяна называют отцом самолета, а маршала авиации и бывшего министра обороны СССР Евгения Шапошникова - крестным отцом. Они тащили проект тогда, когда в него никто не верил. Сначала предлагали поучаствовать российским заводам, но все отказались, и российским остался только планер. По двигателю, гидравлике и авионике помогли европейские партнеры.

Впервые, рассказывает Шапошников, Погосян пришел с идеей гражданского самолета, когда маршал был помощником Бориса Ельцина по вопросам развития космоса и авиации. "Я помню, как удивился: военная компания - и вдруг решила делать гражданский самолет, - рассказывает Шапошников. - Я ему так и сказал: Миша, ты авантюрист".

Тогда, в конце 1990-х, всем казалось, что поднять такой проект невозможно. Шапошников лоббировал проект в правительстве, Погосян искал партнеров.

Авантюрная затея и тогда, и теперь считается образцом промышленной политики. "Счастливое частно-государственное партнерство", - характеризует Христенко. В финансировании проекта "Сухому" помогали госбанки - Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк и Росэксимбанк. Министр забрался в первый испытательный образец самолета и долго допрашивал летчиков. Опытный летчик-испытатель Александр Яблонцев самолетом доволен: "Электроники много - это даже не веление времени, а необходимость".

Погосян уверяет, что первый полет Superjet 100 состоится до конца мая. "Нет, я не заплачу от радости, когда самолет взлетит, - твердо говорит он. - Посмотрю на это, поставлю себе еще один плюсик за хорошую работу, обязательно выпью рюмку со всеми, кто делал самолет, а назавтра соберу совещание по дальнейшему продвижению проекта. Не расслабляться!"

Штрафных санкций от "Аэрофлота", которому обещали поставить первый Superjet в ноябре, Погосян не боится. "Не знаю ни одного авиационного проекта в мире, чтобы был выполнен без задержек, - говорит Погосян. - А с "Аэрофлотом" будем договариваться". И вообще, сделал напутствие гендиректор "Сухого": "Мы подняли этот проект, не надо нам завидовать, а просто порадуйтесь за нас"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка