Автор: Виктор Мясников
Опубликовано: 23.05.2008, 12:12
 

Гриф "секретно" на пути развития ГЛОНАСС

Наконец-то государственное руководство обратило внимание на наземный компонент системы


Уже к концу мая в Федеральную целевую программу "Глобальная навигационная система" будут внесены изменения - серьезно увеличится финансирование, чтобы до 2011 года создать спутниковую группировку из 24 космических аппаратов, а с учетом необходимого резерва - из 30 (сейчас только 12 спутников работают по предназначению, а четыре - выведены на техобслуживание). И вообще строительство ГЛОНАСС пойдет ударными темпами.

Такие выводы можно сделать по итогам состоявшегося 16 мая заседания Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ под председательством вице-премьера Сергея Иванова, на котором было рассмотрено развитие наземного компонента и состояние работ по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей широкомасштабное использование ГЛОНАСС.

Сразу надо отметить: наконец-то государственное руководство обратило внимание на наземный компонент системы. Принято решение выделить государственные инвестиции в 10 млрд. руб. на создание к 2011 году в Москве, Петербурге и Зеленограде технологических центров для производства электронно-компонентной базы приемников ГЛОНАСС. Цель: ни много ни мало перевести в Россию производство модулей и микросхем для приемников ГЛОНАСС из стран Юго-Восточной Азии, таких, как Китай и Тайвань. Однако, как заметил заместитель руководителя Федерального космического агентства Юрий Носенко: "Резко перевести все производство в Россию нам не по средствам, к тому же необходимо подготовить кадры, а также восстановить всю электронную промышленность, которая была утеряна".

Накануне вступления в должность нового президента правительство распределило и законодательно закрепило полномочия между 11 министерствами и федеральными агентствами по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. С Роскосмоса наконец сняли ответственность за создание наземного компонента, он отныне отвечает только за работу спутниковой группировки. А управлять ею будет Минобороны. Правда, сейчас ведомственные структуры подверглись реорганизации, в частности, Роспром. Остается надеяться, что это не создаст проблем для развития наземной аппаратуры ГЛОНАСС.

Основной проблемой форсированного развития программы ГЛОНАСС сейчас является отсутствие навигационных карт. А в России нет даже юридической базы в этой сфере. В недрах Минобороны РФ только разрабатывается Федеральный закон "О навигационной деятельности". И не существует ни требований к навигационным картам, ни самого понятия таковых, хотя ГЛОНАСС создана еще 15 лет назад.

В третьем квартале 2008 года Минтранс РФ должен утвердить порядок предоставления информации для создания детальных цифровых навигационных карт для гражданских потребителей, а также порядок использования указанной информации. Но на пути картографов шлагбаумом встал гриф "секретно". В Минобороны существует документ, засекречивающий ряд картографических данных. Несколько страниц занимает перечень запрещенных объектов - рельеф, покрытие дорог, грузоподъемность мостов и т.д. При этом формулировки настолько расплывчаты и неоднозначны, что любую карту можно будет объявить разглашающей государственную тайну и изъять из обращения. Но этого мало. В Минобороны существует еще один документ под названием "Перечень объектов местности и характеристик, запрещенных к открытому показу на топографических картах и планах", который даже несекретную информацию переводит в категорию "для служебного пользования"...

В процессе принятия находится целый ряд законов и постановлений, регулирующих сферу навигационной картографии, предоставления соответствующей информации, ее обращения, применения и хранения. Но потребуется урегулировать еще массу вопросов. Например, авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии. На размещение картографического произведения в интернете. Об экспертизе и сертификации навигационных карт...

На заседании ВПК Сергей Иванов заявил: "По оценкам экспертов, мировой рынок навигационных систем только за прошлый год вырос более чем на половину - на 53%, а рынок портативных навигационных устройств удвоился. Россия также находится на пороге бума спутниковой навигации". По словам вице-премьера, до 2010 года России потребуется около 20 млн. подобных устройств, объем рынка которых составляет около 2,7 млрд. долл. Однако без электронных навигационных карт всех регионов России это будут бесполезные электронные игрушки, которые никому особо не нужны.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 мая 2008 года | Дайджест публикаций за 23 мая 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Иванов Сергей, Самолетостроение (в процессе тестирования)