О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нефтяники снимут сливки с керосина

Вызванный ростом цен интерес нефтяных компаний к самостоятельной продаже авиакеросина может стоить места на рынке крупнейшему независимому поставщику - торговому дому ТОАП Е.Островского, контролирующему 35% рынка

Вызванный ростом цен интерес нефтяных компаний к самостоятельной продаже авиакеросина может стоить места на рынке крупнейшему независимому поставщику - торговому дому ТОАП Евгения Островского, контролирующему 35% рынка. Как стало известно "Ъ", с начала года контракты на поставку с ТОАП разорвали два из трех крупнейших в России производителей авиатоплива - ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть". Эксперты считают, что нефтяные компании вполне способны выдавить ТОАП с рынка и поделить освободившиеся объемы.

"Газпром нефть" разорвала контракт с ТОАП в начале этого года, когда создала собственную дочернюю компанию для оптовой торговли авиакеросином - ЗАО "Газпромнефть-Аэро". В нефтяной компании "Ъ" официально подтвердили, что с момента создания ЗАО все контракты на поставку авиакеросина ТОАП были аннулированы. По словам президента и владельца ТОАП Евгения Островского, "практически одновременно" с компанией "Газпром нефть" все поставки ТОАП прекратила и "ЛУКОЙЛ-Аэро". Разрыв контракта с "ЛУКОЙЛ-Аэро" произошел "буквально на ровном месте", уверяет господин Островский. "Пять лет мы эффективно сотрудничали, а этой зимой активно обсуждали вопрос продажи топлива по формуле цены. Я был крайне удивлен, получив от них письмо о расторжении контракта, и никаких объяснений не получил до сих пор",- говорит Евгений Островский. В ЛУКОЙЛе от комментариев отказались.

По итогам 2007 года ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" - крупнейший и третий по объему производители авиакеросина в России соответственно. Евгений Островский убежден, что потеря прямых контрактов с ними серьезно не скажется на его бизнесе,- общая доля двух компаний в закупках ТОАП составляла не более 10-15%. Но, по оценкам источника в одной из топливных компаний, уход этих двух поставщиков должен был сократить оборот ТОАП не менее чем на 30%. "Например, в районе Москвы им просто больше негде взять керосин: даже у ТНК-BP половина объемов Рязанского НПЗ законтрактована топливо-заправочной компанией "Шереметьево". А поставки из Росрезерва, на которые частично рассчитывает ТОАП, нерегулярны, и на них бизнес не построишь",- утверждает собеседник "Ъ". О том, что у ТОАП "практически не осталось прямых контрактов с нефтяниками", а основной источник поставок - Росрезерв, слышал и источник в одном из московских аэропортов. Прямые контракты у ТОАП остались только с ТНК-BP, "Роснефтью" и "Сургутнефтегазом". Но и они могут оказаться под угрозой: и ТНК-BP, и "Роснефть" заинтересованы в том, чтобы продавать керосин самим. "Речь не идет о разрыве контрактов с ТОАП, но мы планируем полностью перейти на поставки авиакомпаниям по прямым контрактам",- сказал вчера "Ъ" вице-президент "Роснефти" Игорь Ромашов.

На прошлой неделе ТОАП оказался в центре скандала. В среду девять чартеров авиакомпании "Атлант-Союз" не смогли вылететь из Внуково из-за того, что ТОАП не поставил компании топливо. Оптовая компания заявила, что сбой в поставках произошел из-за проблем на железной дороге, но на посвященном проблеме совещании в Росавиации виновником был признан ТОАП. Неофициально комментируя кризис во Внуково, источник в нефтяной компании-производителе авиатоплива заверил "Ъ", что бизнес ТОАП обречен: "Компания, у которой нет собственной переработки, никогда не сможет гарантировать клиентам поставки. Значит, ей придется уходить с рынка".

Эксперты констатируют, что нефтяники, с началом последнего роста цен на керосин обратившие на внимание на этот рынок, выдавливают с него единственного независимого конкурента. Помимо компании "Газпром нефть" с начала этого года о желании самостоятельно продавать авиатопливо заявили "Роснефть" и ТНК-BP. Еще одним потенциальным участником рынка является госкорпорация "Ростехнологии", структуры которой в прошлом году создали топливозаправочную компанию "ТС-Аэро". Аналитик компании "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго указывает, что у нефтяников есть все ресурсы, для того чтобы перевести авиакомпании на прямые контракты. "В результате на рынке появится псевдоконкуренция, аналогичная той, что сейчас присутствует на рынке бензина",- отмечает господин Шаго. "Разрыв "Газпром нефтью" и ЛУКОЙЛом контрактов с ТОАП подтверждает стремление этих нефтекомпаний упростить себе положение на рынке авиакеросина, избавившись от конкурента, который еще и резко выступает против их монополизма,- говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.- Таким компаниям, как ТОАП, нужно либо искать сильное крыло в борьбе с нефтяниками за свое место на рынке, либо довольствоваться тем, что осталось"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка