О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шоу Погосяна

Генеральный директор АХК "Сухой" М.Погосян оказался в центре внимания высоких гостей, организаторов, участников и посетителей берлинского аэрокосмического салона ILA-2008

Генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян оказался в центре внимания высоких гостей, организаторов, участников и посетителей берлинского аэрокосмического салона ILA-2008. В том числе Ангелы Меркель и ее бессменного спутника на протяжении всего пребывания федерального канцлера на выставочной площадке аэропорта "Шонефельд" - индийского министра обороны Арраккапарамбила Энтони. Во время посещения российско-индийского павильона (номер 10/11) госпожа Меркель благосклонно приняла подарок - модель самолета Sukhoi SuperJet-100 - и пожелала России новых успехов в деле реализации соответствующего высокоперспективного проекта.

Вообще, в день открытия салона Михаил Погосян получил многие тысячи поздравлений от самых разных людей. Как тех, кто давно знаком с руководителем "Сухого" и пристально следит за развитием проекта. Так и тех, кто первый раз "живьем" увидел Михаила Аслановича, благо что "виновник торжества" провел всю первую половину 27 мая на совместном стенде ЗАО "Гражданские Самолеты Сухого" (ЗАО "ГСС") и российско-итальянского СП Superjet International. Высокой "узнаваемости" способствовало то обстоятельство, что портреты Михаила Аслановича, вместе с фотографиями его творения, публиковались на обложках и первых страницах журналов, вышедших перед открытием берлинской выставки.

Среди первых, во время ILA-2008 поздравивших руководителя "Сухого" с успешным началом летных испытаний самолета Sukhoi SuperJet-100, оказался корреспондент газеты "Промышленный еженедельник". Я поинтересовался у Михаила Аслановича: "Как воспринял коллектив компании успешное начало летных испытаний продукта, который станет основным не только для фирмы Сухого, но и всей Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК)?" Погосян с улыбкой ответил: "Коллектив воспринял это событие с энтузиазмом. Люди полны решимости приумножить свои усилия в деле реализации проекта SuperJet-100. У всех нас впереди еще очень много работы, связанной с проведением летных испытаний, получения сертификата типа, налаживания серийного производства".

Позднее к числу поздравителей присоединились руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, президент ОАК Алексей Федоров, заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров, президент НПК "Иркут" Олег Демченко и многие другие с лейблом VIP на карточке участника ILA-2008.

Поименованные выше товарищи составили "первую шеренгу" встречающих Ангела Меркель на стенде министерства промышленности и торговли. Михаил Погосян скромно держался сзади. Но жизнь быстро все расставила на свои места: выслушав приветственное слово Мантурова, высокая гостья попросила представить ей руководителя фирмы "Сухого", чтобы лично поздравить его с успешным началом летных испытаний SuperJet-100.

Из не очень приятных моментов стоит отметить недовольство на лице индийского министра обороны. Энтони, видимо, также рассчитывал на модель SuperJet-100 в качестве подарка. Он бросил несколько отрывистых фраз одному из своих помощников. Тот задержался на "российской территории", проясняя перспективу получения масштабной модели SuperJet-100. По всей видимости, таковая вскоре украсит кабинет министра обороны индийской республики.

Основная пресс-конференция российской делегации в два часа первого дня работы выставки также характеризовалась повышенным вниманием средств массовой информации к новому продукту фирмы Сухого. Часть вопросов журналисты адресовали президенту ОАК. Но Алексей Федоров благоразумно передавал слово для ответа Михаилу Погосяну. Трепетное волнение передалось ведущему пресс-конференции (Alexander Rahr), который, по ошибке, называл Михаила Аслановича "главным конструктором SuperJet-100".

"Я не являюсь главным конструктором, - отреагировал Погосян, - у нас на фирме есть другие люди, которые занимаются конструкторской работой. Но, безусловно, для нас работа по созданию самолета Sukhoi SuperJet-100является одной из приоритетных задач в рамках реализации тех масштабных целей, которые поставило перед нами руководство страны. Считаю, что мы хорошо подготовились к выставке ILA-2008 начав 19 мая летные испытания самолета. Это большое событие, как для нашей фирмы, так и для Объединенной авиастроительной корпорации. Да и, вообще, всего отечественного авиапрома".

"Мы рассматриваем проект Sukhoi SuperJet-100 не как отдельно взятый продукт в линейке самолетов ОАК. А как проект, реализация которого предусматривает модернизацию всех основных направлений создания авиационной техники, переход на цифровые технологии проектирования, широкомасштабное техническое перевооружение производства (которое сегодня мы проводим на заводах в Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске и Воронеже). А также внедрения новой бизнес модели по реализации авиационной программы, ориентированной на выполнение требований широкого круга заказчиков".

Для успешного выполнения программы перечисленные вопросы должны решаться комплексно. Михаил Погосян далее сказал: "Мы реализуем проект Sukhoi SuperJet-100 на основе самых высоких мировых стандартов, которые сегодня используются в гражданском авиастроении. Смотрим на этот проект как на модель интеграции "Сухого", а также ОАК, в мировое авиастроение. Поэтому для нас особенно важно, что в проекте принимают участие лучшие мировые поставщики отдельных систем. Это - гарантия сертификации машины по европейским стандартам. А также гарантия того, что программа летных испытаний и сертификации пройдет в сжатые сроки. Конечно, мы ориентируемся на самые современные технологические процессы, которые используются при производстве серийных самолетов".

На момент открытия берлинского салона ЗАО "ГСС" имело 73 твердых заказа. Успешное начало летных испытаний дает надежду на дополнительное число заявок авиакомпаний уже в этом году. "Мы уверены в том, что до конца года мы удвоим количество твердых контрактов", - заявил Погосян.

Рассматривая вопросы продаж, "Сухой" ориентируется на весь мировой рынок. Они решаются в сотрудничестве с итальянской фирмой Alenia Aeronautica, которая вошла в капитал ЗАО "ГСС". В прошлом году партнерами создано совместное предприятие Superjet International. Оно продвигает машину на европейский и американский рынки сбыта. При этом, однако, первые партии серийных "суперджетов" будут в первую очередь передаваться авиакомпаниям России и стран СНГ, и во вторую - перевозчикам Азии и Ближнего Востока. Спрос оценивается цифрой более тысячи экземпляров, из которых порядка трехсот будет продано на "якорном" рынке. "Безусловно, реализовать такое количество самолетов можно, только лишь ориентируясь на мировой рынок без каких-либо ограничений. Мы считаем, что конкурентоспособность продукта позволяет нам ставить перед собой такие цели. Вместе с ЗАО "ГСС" работает сильная команда риск разделенных партнеров, которая занимается не только созданием продукта, но и продвижением его на мировой рынок", - сказал руководитель АХК "Сухой".

Продажи новой модели российского самолета будут определяться тем, насколько быстро SuperJet-100пройдет этап сертификации. В течение этого года фирма должна вывести на испытания еще три летных прототипа, а также завершить постройку планера для ресурсных испытаний. В течение июня-июля планируется закончить этап заводских испытаний. А затем, летом, предъявить авиалайнер сертифицирующим организациям. "Вместе с нашими партнерами - европейскими компаниями, мы должны обеспечить начало серийного производства самолета в 2008 году с тем, чтобы начать поставки в 2009-ом".

Первые результаты летных испытаний обнадеживают. Шеф-пилот ЗАО ГСС Александр Яблонцев остался доволен поведением самолета в первых двух полетах. "Дан хороший старт большой программе сертификационных испытаний, которые должны открыть нашему проекту дорогу на мировой рынок" - считает Погосян. "У нас накоплен большой опыт проведения испытаний новых авиационных комплексов. Задача испытаний боевых комплексов - намного более сложная, чем сертификация гражданских самолетов. Мы считаем, что четыре летных образца - оптимальное количество самолетов для проведения летных испытаний. Это утверждение основано на накопленном фирмой "Сухого" опыте летных испытаний и сертификации военной авиационной техники. Увеличение количество летных образцов не ускорит проведение летных испытаний, а с нашей точки зрения - даже замедлит".

Конечно, не один только Погосян участвует в реализации перспективного проекта отечественного авиапрома. В программе летных испытаний задействовано триста специалистов. А общее число вовлеченных в работу менеджеров, инженеров и рабочих исчисляется десятками тысяч человек. Передовой отряд состоит из коллективов ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", Опытного конструкторского бюро Павла Сухого и Комсомольского-на-Амуре Авиационного Производственного Объединения (КнААПО). В тесной кооперации с ними работают самолетостроительные заводы в Новосибирске и Воронеже. А также десятки поставщиков бортовых систем, среди которых выделяются немецкая фирма Liebherr, итальянская Alenia, французские Thales, Snecma, Messier Dowty и St.Gobain Sully.

К сожалению, не все участники международной команды показали себя одинаково хорошо на этапе практической работы. В частности, при комплектации первого летного прототипа. Исходя из опыта ранее начатых проектов компаний - членов ОАК, некоторые иностранные фирмы "внутри себя" "надеялись", что "проект Погосяна" будет развиваться не столь быстрыми темпами. Поэтому поставка некоторых импортных систем и компонентов задержалась, что сказалось на переносе сроков готовности самолета к первому вылету.

Назревает необходимость пересмотреть список иностранных поставщиков. С тем, чтобы избавиться от тех, кто неаккуратно выполняет взятые обязательства. Благо, что проект уже набрал обороты и получил широкое мировое признание. Теперь у "Сухого" нет былых проблем с ограниченностью выбора - с ведущей российской самолетостроительной компанией сегодня хотят работать все.

Дипломатично не называя отстающих, президент ЗАО "ГСС" Виктор Субботин отметил лучших. Отличную оценку заслужила немецкая фирма Liebherr: "Поставленная ей система управления полетом в первых работала хорошо: самолет летает и управляется". К "хорошистам" причислен Thales. "Наш французский партнер хорошо поработал. Хотя сначала отставал, но потом наверстал, и сделал все, что мы от него просили".

Однако даже самые лесные оценки произносятся с добавкой "пока хорошо". Дело в том, что в ходе первых полетов удалось проверить правильность функционирования лишь некоторых бортовых систем, да и то только в сравнительно несложных режимах полета. "Предусмотрена большая программа создания комплекса... за один раз невозможно решить все вопросы по авионике и бортовым системам. Комплекс фирмы Thales, например, получит новое программное обеспечение (ПО). Оно будет обновляться по мере прохождения летных испытаний. При этом аппаратная часть комплекса меняться не будет", - уточняет Субботин. Аналогичная ситуация складывается и по летному тренажеру, за который отвечает Thales. "Время поставки еще не наступило (ожидается в конце текущего года), но я знаю, что наши партнеры интенсивно работают как собственно над тренажерами, так и их программным обеспечением, а также библиотекой исходных данных. Причем последние нуждаются в обновлении по мере получения очередных результатов летных испытаний".

Виктор Владимирович напомнил, что первый полет SuperJet-100 состоялся 19 мая, второй - 24 мая. Первый длился 67 минут, второй - два с половиной часа. Третий полет планировался на 28 мая, но его пришлось перенести из-за погодных условий. В первом полете шасси не убиралось, лимитируя скорость отметкой 300 км/ч, а высоту значением 1200 м. Во втором полете экипаж привел систему уборки/выпуска шасси (поставляется французской фирмой Messier Dowty) в действие. С шасси в убранном положении самолет разогнался до скорости 450 км/ч и набрал высоту 3000 м (кислородное оборудование пока не опробовалось). Во втором полете оценивалась работа системы управления при разной центровке самолета; взлетная масса составляла 35 тонн.

Поскольку на борту первого прототипа установлено много тестового оборудования (для замера параметров полета и режимов работы бортовых систем) точно определить вес пустого снаряженного самолета пока не представляется возможным. Наверное, более-менее точное значение можно получить по завершению строительства третьего и четвертого прототипов. Они будут оснащены пассажирским салоном (на первых двух прототипах пассажирские кресла не установлены; имеются лишь отдельные багажные полки).

По окончанию заводских доводочных испытаний в количестве 40 полетов, первый прототип перелетит из Комсомольска в Жуковский. В конце июля к нему присоединиться вторая летная машина. Возможно, она будет предъявлена на сертификационные испытания раньше, чем первый самолет. Интенсивная программа летных испытаний не позволяет продемонстрировать SuperJet-100 на выставке Farnborough Aerospace International 2008. "Отрывать самолет на неделю и больше для нас очень расточительно", - поясняет Виктор Субботин.

Подписанные ранее контракты настраивают коллектив "Сухого" на напряженный график работы. Передача первых серийных самолетов авиакомпаниям задерживается. Возможно, первые "суперджеты" национальному перевозчику не достанутся. Дело в том, что "аэрофлотовская" спецификация - несколько более сложная, чем стандартная заводская, на которую согласились ФЛК и "Армавиа". "Планируем в марте получить сертификат и в апреле начать поставки. По нашим планам в 2009-ом году мы должны сделать три серийных самолета, в 2010-ом - тридцать, еще через год - шестьдесят", - сказал Виктор Субботин. "В этом году планируем подписать еще 35 твердых контрактов. Но по факту их может быть гораздо больше: по мере выполнения летных испытаний технические и финансовые риски по проекту уменьшаются, а рейтинг программы - повышается".

Подводя итог участию крупнейшей фирмы - члена ОАК в берлинском аэрокосмическом салоне, следует подчеркнуть: все PR-задачи выполнены на "отлично". Хотя Михаил Погосян пробыл на выставке всего один день, он оказался в центре внимания принимающей стороны, участников и гостей берлинского салона, став самым "популярным" членом российской делегации. На второй день работы инициатива перешла к Виктору Субботину; и он с блеском провел пресс-конференцию ЗАО "ГСС". Благо, что "аншлаг" мероприятию с его участием был гарантирован. В этой связи уместно вспомнить заголовки выставочных изданий середины девяностых годов прошлого века: "Russians steal the show" ("русские украли выставку"). Но если в те годы PR-успех приходил благодаря превосходным маневренным качествам истребителей семейства Су-27, то в 2008-ом натурная демонстрация техники не потребовалась вовсе. Вполне достаточной оказалась демонстрация записей первого полета в далеком Комсомольске, в купе с доступностью первых лиц компании. Конечно, свою роль сыграла мощная PR-компания ЗАО "ГСС" на телевидении и ведущих аэрокосмических изданиях, запущенная после "ребрендинга" самолета в 2006г.

Остается сделать еще один вывод. При реализации проекта Sukhoi SuperJet-100Михаил Погосян применил самые передовые технологии не только в практике проектирования, постройки и проведения летных испытаний нового самолета, но также и при продвижении продукта на рынок и взаимодействии со средствами массовой информации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка