О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воронежское ОКБМ задержало Як-54 к вылету

Из-за отсутствия у Воронежского ОКБМ сертификата на право серийного выпуска авиадвигателя типа М-14 авиастроительный завод "Прогресс" не может приступить к поставкам спортивно-пилотажных самолетов Як-54

В конце июня Воронежское опытно-конструкторское бюро моторостроения (ОКБМ) рассчитывает получить сертификат на право серийного выпуска авиадвигателя типа М-14. Из-за отсутствия необходимых документов авиастроительный завод "Прогресс" (Арсеньев, Приморский край) не может приступить к поставкам спортивно-пилотажных самолетов Як-54, конвейерное производство которых было налажено в минувшем году. Поставщик двигателей объясняет задержку с сертификацией переводом имущества конструкторского бюро из ОАО "ОКБМ" в ЗАО "ОКБМ".

Как вчера рассказал начальник бюро маркетинга "Прогресса" Владимир Чупланов, в настоящее время на заводе изготовлены пять самолетов Як-54, а две машины находятся в высокой степени готовности на сборке. Вместе с тем, по словам господина Чупланова, организация продаж машин затруднена в связи с отсутствием у воронежского ОКБМ, производителя авиадвигателя типа М-14, сертификата на право его изготовления. Соответствующий сертификат выдается авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Без документа судно зарегистрировать нельзя.

ОАО "Арсеньевская авиакомпания "Прогресс" серийно выпускает боевые ударные вертолеты Ка-50 ("Черная акула"), Ка-52 ("Аллигатор"), крылатые сверхзвуковые ракеты комплекса "Москит-Е". Государству в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом принадлежит 50% плюс одна акция, номинальным держателем 19,48% является Росбанк, 18,58% - ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания". Выручка завода в 2007 году составила 1,4 млрд, чистая прибыль - 5,8 млн рублей.

Ранее Як-54 выпускался на Саратовском авиапредприятии. В конце 2005 года по инициативе конструкторского бюро имени Яковлева конвейерное производство самолетов было решено перенести на арсеньевский "Прогресс". В ОКБ Яковлева тогда заявили, что мера - вынужденная: саратовцы не справлялись с выполнением контрактов. По другой версии, саратовские авиастроители испытывали большие сложности со сборкой машин из-за отсутствия оборотных средств. Как отметили на "Прогрессе", освоение выпуска Як-54 на мощностях арсеньевского предприятия стало возможно благодаря технологической базе, созданной при производстве учебно-тренировочных самолетов Як-18, Як-55.

В 2006 году завод заключил с ЗАО "Горки Ю-2" (является эксклюзивным правообладателем изготовления и продажи Як-54) договор на выпуск 50 машин. Серийное производство запущено летом 2007 года. Сначала планировалось, что до конца прошлого года будут поставлены пять самолетов, остальные - по отдельному графику. На авиазаводе сообщали, что интерес к Як-54 проявляют российские авиаклубы, а также зарубежные страны. Стоимость одного самолета - порядка 185 тыс. евро.

Когда поставщик авиадвигателя сможет оформить разрешительные документы, начальник бюро маркетинга "Прогресса" Владимир Чупланов уточнить затруднился: "Процедура непростая, завод предвидел, что в связи с сертификацией могут быть трудности".

Начальник планово-экономического отдела ОКБМ Александр Тарасов вчера объяснил, что задержка связана с переводом имущества конструкторского бюро из ОАО "ОКБМ" в ЗАО "ОКБМ". Напомним, что в 2007 году в Москве состоялись торги по продаже имущественного комплекса воронежского ОКБМ, находившегося на тот момент в стадии конкурсного производства. Их победителем стало ЗАО "ОКБМ", как считается, аффилированное с АФК "Система" предпринимателя Владимира Евтушенкова.

Впрочем, в ОКБМ выразили уверенность, что в скором времени сертифицируют двигатель. "24 июня мы ожидаем прибытия сертификационной комиссии, поэтому все необходимые документы надеемся получить уже в июне", - рассказал господин Тарасов.

По мнению руководителя аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, спрос на Як-54 на внутреннем рынке будет умеренным: в настоящее время от клубов РОСТО и российских ВВС, основных потенциальных покупателей данной машины в стране, больших заказов ждать не придется. Гораздо больше возможностей для сбыта на международном рынке - предыдущие серии спортивно-пилотажных самолетов Як эксплуатируются сейчас во многих странах мира. Но, как уточнили на "Прогрессе", экспорт авиатехники без независимой инспекции авиарегистра МАК также невозможен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка