О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прилетели!

Рост цен на авиатопливо в России уже привел к тому, что летать за рубеж стало выгоднее, чем по стране. Проведя свой анализ, "Ведомости" выяснили, что способов борьбы с кризисом не так много и основная надежда - тарифы и кошельки пассажиров

В 2008 г. авиакеросин подорожал почти на 42%. По данным ИЦ "Кортес" на 20 июня, его средняя цена по России - 28 705 руб. за тонну ($1216 с налогами). Для сравнения: в Северо-Западной Европе - $1210,7, в Средиземноморье - $1281,7 (без налогов, данные Reuters). Таким образом, на своем топливе стало уже дешевле летать за рубеж: в этом случае компаниям полагается возврат 18% НДС. И заправка в Москве получается дешевле, $1297 за тонну, чем, допустим, в Париже - $1356, удивляется замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. При неполной загрузке командиры берут на борт избыток "своего" керосина, чтобы за рубежом заправляться по минимуму (это так называемая программа "Танкеринг"). На рейсе Москва - Прага - Москва при наличии на A320 топлива на "туда-обратно" (10,5 т) "Аэрофлот" экономит $2000.

Не до самолетов

До трети заказов на новые авиалайнеры Boeing и Airbus могут быть отменены, пишет WSJ. Причина - тяжелое положение авиакомпаний из-за роста цен на горючее. Некоторые перевозчики уже пересматривают свою закупочную политику. Например, JetBlue Airways Corp. отложила на пять лет поставку заказанных ей А320 в количестве 21. Другая авиакомпания - AirTran Airways - отложила на четыре года покупку 18 Boeing 737-700 и продала два недавно купленных новых самолета.


Тем не менее топливная составляющая в операционных расходах перевозчиков растет. У "Аэрофлота" - около 40%, у "Трансаэро" - 37,7%, у российского дискаунтера Sky Express - 35%, у US Airways - 31%, у Air France - 24%, у европейского лоукостера Air Berlin - 22%, говорят сотрудники компаний. British Airways ожидает, что в 2008-2009 гг. топливо станет самой большой статьей расходов, которая увеличится с 2 млрд фунтов стерлингов ($3,9 млрд) до 3 млрд ($5,9 млрд), отмечает пресс-секретарь компании. Дискаунтер EasyJet сообщал, что удорожание тонны керосина на $1 увеличивает его расходы на $5 млн.

Затраты "Аэрофлота" на керосин за I полугодие превысили бюджет почти вдвое (на $90 млн), жалуется гендиректор Валерий Окулов. С июня в "Шереметьево" тонна стала дороже на $135 ($1530 со сборами и налогами). К концу года это выльется еще в $73 млн допрасходов. При дальнейшем росте цен "Аэрофлот" рискует за год потерять $100 млн чистой прибыли (в 2007 г. она была $313,4 млн). А British Airways уже заявила, что может и не получить прибыль в этом году при барреле нефти выше $120. Плохие прогнозы и у других перевозчиков.

Не тратить лишнего

У компаний выход один - экономить. Менять старые, топливозатратные самолеты на новые (Ту-154 тратит за час 5,2 т топлива, А320 - 2,6 т); приобретать керосин напрямую у производителей или использовать механизм хеджирования; тщательно контролировать расход топлива в компании. "Аэрофлот" уже избавился от Ту-134 и будет избавляться от Ту-154 и Ил-96. S7 к 2011 г. спишет треть Ту-154, говорит ее финдиректор Илья Александровский.

Что касается топлива, то та же "Ютэйр" уже 80% покупает у "Лукойла" и "Сургутнефтегаза" и заправляется во всех своих базовых портах. "Аэрофлот" берет его у "Роснефти", "Лукойла", "Сургута" примерно 50% (а всего - 1,2 млн т в год), говорит Кошляков, но заправляться своим керосином ему можно только в "Шереметьево" и Владивостоке. И 85% керосина "Аэрофлот" берет именно в "Шереметьево".

"Трансаэро" экономит за счет хеджирования, рассказывает ее замгендиректора Дмитрий Столяров. Перевозчик имеет контракт с ТД "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП) с фиксированной ценой. ТОАП в свою очередь получает керосин у ТНК-ВР по цене, привязанной к мировым котировкам, поясняет глава ТОАП Евгений Островский, а все ценовые риски застрахованы в ряде финансовых институтов. Цена для компаний замораживается на 3-6 месяцев, уточняет он. Lufthansa хеджирует 85% керосина, примерно столько же - Air France и British Airways, говорят их представители.

Меры физической экономии топлива понятны. Экипажам предписывается, например, выключать на рулении "лишние" двигатели и совершать его на меньших оборотах турбин. Кроме того, снижают массу самолетов, проводятся целевые ревизии старых судов, чтобы облегчить их. Так, Air France установит в самолетах кресла на 4,5 кг легче прежних. Но за 2007 г. все меры сэкономили "Аэрофлоту" только $17,5 млн (при затратах на топливо $1,023 млрд), отмечает Кошляков.

Пассажиры заплатят

Поэтому главная надежда - на тариф. 10% роста цены керосина делают билет дороже на 4-6%, вычислила гендиректор Sky Express Марина Букалова. "Львиная доля расходов ложится на пассажиров", - не лукавит она. Обычно удается переложить на них 50-90% потерь от цен, отмечает топ-менеджер "Аэрофлота". Его компания уже объявила об увеличении тарифов на 8-10% вместо плановых 5-6%. Российские компании берут пример с иностранных - вводят топливный сбор. Он идет в билете отдельной строкой и призван объяснить пассажиру, почему так дорожают полеты. Сбор компании рассчитывают самостоятельно. Он может сильно отличаться при схожей общей стоимости полета на равные расстояния. Так, у Sky Express билет на рейс Москва - Петербург - Москва при заказе на месяц вперед стоит 4700 руб., из которых 2000 руб. - сбор (данные сайта). У "Трансаэро" при тех же условиях - 5829 руб., но сбор - 962 руб. Austrian Airlines предлагает билет Вена - Милан - Вена (расстояние примерно такое же, как между Москвой и Санкт-Петербургом) за 144 евро (5330 руб.) со сбором 64 евро (2370 руб.). И ни одна из компаний не гарантирует, что эти сборы не вырастут в ближайшее время....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка