О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Керосин подмочит отдых?

Есть ли тот "рубикон", перейдя который ни авиакомпании не захотят поднимать в воздух самолеты, ни мы с вами никуда уже не полетим?

Представьте, вы собрались на отдых, купили турпутевку и уже считаете дни до отъезда. И тут вам звонят из туркомпании и безапелляционным тоном предлагают доплатить пару тысяч рублей - мол, авиакеросин растет в цене, авиакомпании увеличили топливный сбор. Вы покорно доплачиваете за билет и с неприятным осадком отправляетесь к морю. Не портить же отпуск в самом деле! Нынешним летом с такой "неприятностью" столкнулись тысячи россиян. Но есть ли тот "рубикон", перейдя который ни авиакомпании не захотят поднимать в воздух самолеты, ни мы с вами никуда уже не полетим? "Известия" искали ответ на этот вопрос.

Баррель ударил по пассажиру...

На дворе лето, и график отпусков в отделе давно распланирован. Так хочется сесть на самолет и улететь к синему морю и белым облачкам. Но проблемы архидорогой нефти настигают нас и тут. В мае несколько дней из "Внуково" не летали самолеты авиакомпании "Атлант-Союз". Причина - не подвезли керосин!

Сегодня смешно вспоминать, что еще летом 2004 года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) совершенно серьезно уверяла: при цене барреля нефти выше $36 авиаперевозчики не смогут работать с прибылью. Именно тогда крупнейшие авиакомпании впервые повысили стоимость билетов из-за дорожающего керосина.

Спустя четыре года баррель стоит уже $136, и этим летом топливные сборы введены уже на большинстве "курортных" чартерных рейсов из России. Билеты и так дорогие, а тут еще каждого туриста заставляют дополнительно раскошелиться на 50-70 евро. Стоимость перелета на популярные у нас средиземноморские курорты с начала года почти удвоилась. И все из-за роста цен на авиатопливо, которое только за это время подорожало на 42%. Конечно, богатых это не остановит, а вот массовый "турецко-египетский" отдых может и сдать. Туроператоры уже в панике. Между собой они уже обсуждают, когда же "рука дающего" отдыхающего дрогнет и на туристическом рынке начнется стагнация.

- Рост стоимости авиационного топлива беспокоит всех, особенно в России, где цены на авиакеросин даже выше, чем в некоторых странах, куда мы поставляем нефть, - заявил руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский. - Увеличение топливного сбора, безусловно, способно повлиять на турпоток. Если сбор будет сильно расти, люди просто перестанут покупать путевки.

...а он все слушает, да ест

Но благодаря все той же дорогой нефти россияне богатеют, и если посмотреть на статистику, то пока виден лишь рост числа туристов. В авиакомпаниях тоже говорят, что, несмотря на все подорожания и топливные сборы, пассажиров становится лишь больше.

- В авиаперевозках даже 2-3% прибыли считаются очень хорошим результатом, - заявил директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. - И благодаря использованию экономичных "боингов" мы пока с подорожанием топлива справляемся. Вот за первые пять месяцев объем пассажироперевозок у нас вырос аж на 51% по сравнению с тем же периодом 2007 года.

А начальник пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг вообще сомневается, что сейчас кто-то может сказать, где лежит тот предел, за которым рост числа пассажиров авиакомпаний прекратится. Иными словами, никто из авиаторов не берется предположить, как на "глубину" кошелька соотечественников повлияет жажда русской души до путешествий.

- Пока население богатеет быстрее, чем увеличиваются топливные сборы, - заявил "Известиям" первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. - Поэтому, несмотря на удорожание авиабилетов, турпоток растет.

По словам главы Ростуризма Владимира Стржалковского, число поездок россиян на отдых за рубеж в первом квартале текущего года выросло по сравнению с прошлым годом практически на треть. Ожидается, что в "пиковый сезон" отдыхающих за рубежом будет значительно больше, чем в прошлом году. В целом же, по мнению Стржалковского, в 2008 году за рубежом отдохнет на 28% больше россиян, чем в прошлом.

Во всем виноваты монополии

Хорошо, что мы имеем возможность покупать даже дорожающие билеты. Но все равно плохо, что они дорожают. Ведь цены на перевозки растут быстрее цен на нефть, а значит, кто-то на нас просто наживается. Помните, как прошлым летом некоторые местные хлебозаводы-монополисты взяли и взвинтили цены на хлеб вдвое? Вот так же и с билетами - локальные монополисты по своему усмотрению увеличивают цены на авиакеросин. Логика их проста - все равно купят! Бывает и так, что местная авиакомпания, пользуясь своим привилегированным положением, накручивает цены. Так, билет Волгоград-Москва еще несколько лет назад стоил больше 7 тысяч рублей, а сейчас можно улететь за 3,5 тысячи. Просто раньше здесь летал местный перевозчик-монополист, а сейчас несколько авиакомпаний. Цены на нефть тут ни при чем.

Монополизм, сговоры и прочие реалии наших дней противозаконны. Возможно, поэтому дорожающими авиабилетами и керосином уже заинтересовались компетентные органы в лице Генеральной прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). На днях ведомства начали проверять обоснованность изменения цен авиакомпаний и туроператоров на основных туристических маршрутах. А ФАС пытается еще и побороть "керосинного змия" в аэропортах. В глаза антимонопольщикам бросилось, что с января 2006 года по ноябрь 2007 года цены на авиатопливо практически не менялись, а с ноября 2007 года всего за восемь месяцев выросли аж на 70%.

- Выяснилось, что примерно в 20 аэропортах страны установленные операторами топливозаправочных комплексов (ТЗК) цены превышают средний по стране уровень и уровень цен в зарубежных аэропортах. По этим фактам либо возбуждены дела о нарушениях антимонопольного законодательства, либо проводятся антимонопольные расследования, - говорится в официальном сообщении ведомства.

Однако далеко не все верят в то, что такие расследования хоть что-то изменят.

- Это как в истории с комарами и марлечкой, - объяснил глава подкомитета по моторному топливу ТПП Евгений Островский. - Можно болото осушить раз и навсегда, а можно пытаться прикрыться от гнуса тряпочкой.

Он считает, что во всем виноваты заправщики в аэропортах, накручивающие цены. Если автомобиль можно заправить у любой бензоколонки по пути, то залить топливо в самолет получится только в аэропорту посадки. Получается локальная монополия.

Аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский уверен, что себестоимость производства авиакеросина у российских нефтяных компаний существенно ниже его цены. А его подорожание - скорее часть маркетинговой политики нефтяников. Иными словами, если нефть подорожала вдвое, то керосин может вырасти в цене втрое.

Выиграют те, кто крупнее

"Керосиновый скандал" не заставит самолеты остаться на земле, но российскую авиационную отрасль изменит.

- У авиакомпаний всегда остается возможность повышать цены на билеты, - полагает Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт". - В итоге они конечно же потеряют какую-то долю пассажиров. Но люди, едущие на отдых раз в год, вполне смогут выложить требуемую сумму.

Крупные авиакомпании без больших проблем перенесут такое снижение пассажиропотока. Зато для небольших перевозчиков, у которых с финансами гораздо хуже, могут и разориться. Примерно то же самое произойдет и среди туристических компаний. В результате положение лидеров на авиа- и туристическом рынке только упрочится за счет разорения мелких и средних. Для нас, пассажиров, это, возможно, и к лучшему.

Три способа вернуть цены "на землю"

Первый - наконец-таки организовать биржевую торговлю керосином. Этот вариант уже давно предлагают реализовать вице-премьер российского правительства Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин.

Второй - снизить налог на добычу полезных ископаемых. Тогда у нефтяников будет оставаться больше прибыли и они смогут снизить цены на авиакеросин. Правда, никто тогда не помешает им пустить "лишнюю" прибыль и на что-то еще - например, на строительство новых производственных мощностей.

И третий - попытаться усилить конкуренцию среди ТЗК. Для этого надо обязать каждый аэропорт иметь никак не меньше двух заправочных компаний. Тогда цены могут снизиться за счет конкуренции между ними....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка