О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проснулись

Федеральная антимонопольная служба предлагает привязать российские цены на авиакеросин к мировым. Это приведет к снижению нынешней цены примерно на треть, но может вызвать дефицит топлива, считают эксперты

Владимир Путин чуть больше недели назад призвал ФАС "наконец проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции" в борьбе с ценами на авиакеросин. За неделю служба возбудила несколько десятков дел, а еще придумала, как определить справедливую цену на топливо.

Дела ФАС

На прошлой неделе ФАС возбудила дела против "Лукойла", "Газпром нефти", "ТНК-ВР холдинга", "Роснефти" и "Сургутнефтегаза". Также служба возбудила 20 дел в отношении ТЗК, а всего их будет около 50, говорит Артемьев: еще предстоит выяснить, кто виноват в высоких ценах - производитель, оптовый продавец или ТЗК. Самый проблемный регион, по словам Артемьева - Дальний Восток. Нарушителям грозит штраф от 1% до 15% оборота на рынке конкретного региона.


Ее можно считать по формуле: мировые цены минус экспортные пошлины минус логистика - для каждого региона, рассказал "Ведомостям" руководитель ФАС Игорь Артемьев: "Наши экономисты умеют это считать и доказывать в суде". Формула, по которой будет рассчитываться максимально возможная цена на керосин, еще не готова, объясняет замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин, возможно, в ней будут учтены и другие факторы.

Если применить формулу Артемьева к нынешней европейской цене ($1343, или 31 100 руб. за 1 т в минувший четверг), то керосин должен стоить $1129 (26 154 руб.) за 1 т, включая НДС, подсчитал директор по развитию и маркетингу информационного центра "Кортес" Павел Строков. В июне Московский НПЗ продавал керосин в среднем по 29 500 руб. за тонну, говорит Строков, а на московских ТЗК его цена составляла 35 164 руб. Хотя это верхний потолок цены без учета скидок, которые могут достигать 30%, оговаривается он. "ЮТэйр" в зависимости от аэропорта покупал топливо от 29 000 до 36 500 руб. за 1 т, делится гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов.

Правда, ждать снижения цен до желанных 26 000 руб. за 1 т еще долго. ФАС предстоит доказать вину нарушителей в суде, после чего они получат предписание в течение пяти лет держать цену на определенном уровне и уведомлять службу при повышении цен больше чем на 5% в квартал.

Артемьев надеется на сознательность нарушителей: "Мы хотим предложить всем нефтяным компаниям и ТЗК, по которым возбуждены дела и по которым еще не возбуждены, [добровольно] снизить цены на авиакеросин, поскольку это будет считаться смягчающим обстоятельством при назначении штрафов". По его словам, к "пришедшим с повинной" применяется минимальный штраф в 1% от оборота.

Гендиректор оператора "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП) Евгений Островский уже получил от ФАС такое письмо. Служба поинтересовалась у него отпускными ценами на керосин и почему-то тем, где он берет компоненты для его производства, хотя ТОАП его не и выпускает, удивляется Островский. Он сомневается, что ФАС удастся доказать вину: на рынке авиатоплива свободное ценообразование. Цена на топливо естественным образом зависит от цен на мировом рынке, считает председатель совета директоров "Внуково-инвест" (контролирует ТЗК "Внуково") Виталий Ванцев.

Участников рынка, в том числе авиакомпании, инициатива чиновников настораживает. ФАС должна обратить внимание на равноправный доступ к этому бизнесу, а не регулировать цены, считает Островский: "Если мне будут назначать цену, то у меня просто пропадет интерес к этому бизнесу". "Ручное" регулирование цен может привести к неожиданным последствиям, например к дефициту топлива, соглашается Мартиросов.

Цены на топливо нельзя связывать с мировыми, их должен определять рынок, убежден главный редактор "АвиаПорта" Олег Пантелеев, иначе Россия будет зависеть от дефицита керосина на мировом рынке, даже если у нас этого дефицита нет. Причина роста цен - отсутствие рыночных методов продажи топлива, например биржи, говорит Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка