Двигатель
21 июля 2008, 11:11
Интервью генерального директора ОАО "АМНТК "Союз" Льва Николаевича Шведова
Интервью генерального директора ОАО "АМНТК "Союз" Л.Шведова
Лев Шведов: За этот период времени усилиями акционеров предприятия и, прежде всего, М.О. Окрояна, усилиями ведущих сотрудников предприятия удалось существенно укрепить "Союз" и заложить фундамент его дальнейшего развития. Мы сохранили костяк коллектива, носителей школы "Союза", а продуманная кадровая политика постепенно обеспечивает приток молодых специалистов и специалистов среднего звена, когда-то покинувших "альма-матер" из-за тяжелого финансового положения "Союза". В настоящее время обновляется производственная и испытательная базы, внедрено современное программное обеспечение для проектирования (Unigraphics, Nastran и др.), организуется компьютеризированная оперативная связь испытательного комплекса с ОКБ. В целом, мы с глубоким оптимизмом смотрим в будущее.
Что именно сейчас разрабатывает "Союз"? На какой стадии сейчас находятся работы?
В данный момент "Союз" сосредоточил свою деятельность на следующих основных направлениях:
- работы по перспективным двигателям для боевых самолетов (в том числе, в кооперации);
- восстановительный ремонт двигателей для крылатых ракет семейства Р95-300 и другие работы по продлению назначенного срока службы этих двигателей (часть работ по гособоронзаказу);
- создание газотурбинных энергоустановок на базе двигателей и их узлов собственной разработки. В частности, ГТУ-30-300 мощностью 30 МВт (на базе авиационного двигателя Р79В-300) по заказу правительства Москвы, ГТУ-0,25-300 мощностью 0,25 МВт (с регенерацией тепла) и ГТУ-0,3-300 (без регенерации тепла) мощностью 0,31 МВт на базе узлов двигателя Р95-300.
Что касается малоразмерных ГТУ, то мы провели успешные испытания демонстратора ГТУ-0,3-300, и в настоящее время идет подготовка к сборке первого опытного образца.
Расскажите подробнее о малоразмерных ГТУ. Что они из себя представляют, насколько востребованы и кто является основными потребителями?
В зависимости от модификации ГТУ может работать в простом или когенерационном цикле (с выработкой электроэнергии и тепла). Установка может применяться в области жилищно-коммунального хозяйства, в промышленности, на промыслах энергоносителей и других областях. При установке электростанции с такой ГТУ потребитель получает независимый источник электроэнергии (в когенерационном цикле еще и тепло), себестоимость производства которой ниже тарифов централизованного электроснабжения в среднем вдвое. Сейчас подключиться к центральному энергоснабжению очень непросто: в России в последние годы сложился дефицит электроэнергии. Тарифы на присоединение к сетям в пределах Садового кольца зашкаливают за 100000 руб. за кВт мощности. Но даже тем потребителям, которые готовы заплатить эти деньги, подключение не гарантировано - процент отказов в присоединении, по неофициальным данным, колеблется от 50 до 70 %. А в случае с нашей ГТУ стоимость установки электростанции "под ключ" составит 40...45 тыс. руб. за кВт электрической мощности, при этом производится еще и тепло. Потребитель становится защищенным от сбоев в центральном энергоснабжении. Применение передовых технологий позволяет нам осуществлять удаленный мониторинг работы системы, предупреждать сбои и своевременно осуществлять необходимое обслуживание. Кроме того, существует возможность установки электростанции в связке нескольких ГТУ, при этом суммарная мощность такой связки может достигать 750 кВт, сохраняя надежность и эффективность системы. Благодаря этому можно достичь более широкого применения ГТУ. В России около 15 % общего потребления электроэнергии приходится на организации с потребной мощностью менее 750 кВт. А там, где более важно производства тепла, мы предлагаем простые и дешевые ГТУ-0,3-300. Правда, их электрический к.п.д. немного ниже, чем у ГТУ-0,25-300.
Присутствуют ли в России аналоги ваших малоразмерных ГТУ? За счет чего продукция "Союза" может конкурировать с зарубежными аналогами?
На российском рынке представлены два зарубежных производителя малых ГТУ. Их продукция отличается несколько иной единичной мощностью. Кроме того, наши надежды на успешную конкуренцию связаны с тем, что ГТУ "Союза" разработаны специально для России. Например, ГТУ одного из конкурентов не могут работать при температуре ниже -20 °С. Но в наших климатических условиях это неприемлемо. На крышу такие электростанции уже не установишь. Вот и приходится зарубежным производителям применять специальные защитные корпуса, что влечет удорожание стоимости и снижение надежности. Или другой пример: срок поставки оборудования из-за рубежа 3-4 месяца. С учетом проектирования срок установки электростанции "под ключ" составляет уже 8-12 месяцев. Это достаточно долгий срок. Если производитель не располагает складом комплектующих в России, запасные части или дополнительное оборудование придется ждать около месяца. Если потребителю понадобится дополнительное оборудование или выйдет из строя какая-то деталь, отсутствующая на складе, становится возможен длительный простой оборудования. Благодаря тому, что наши ГТУ изготавливаются в России, сроки поставки, ремонта, и выезда на объекты в случае аварии будут существенно ниже, чем у конкурентов. Это делает нашу продукцию доступнее и надежнее. Конечно, огромное значение имеет ценовой фактор. Стоимость установки нашего оборудования "под ключ" примерно на 20 % ниже, чем у западных производителей.
Сейчас много разговоров о создании двигателестроительных холдингов. Вы предполагаете вхождение АМНТК "Союз" в один из них?
В процессе объединений мы не задействованы. Но предполагается тесное сотрудничество с крупными представителями отрасли. Мы стремимся использовать наш опыт и задел в отдельных направлениях двигателестроения, достигнутый на всех этапах развития "Союза". Мы рассматриваем все возможные направления сотрудничества. Необходимо отметить, что потенциальные партнеры проявляют живой интерес к нашим разработкам.
С кем работаете сейчас и каковы перспективы?
В настоящее время у нас есть договорные отношения с ММПП "Салют", НПО "Сатурн", ММП им. В.В. Чернышева и некоторыми другими предприятиями отрасли. Также намечается тесное сотрудничество с зарубежными партнерами как по авиационной тематике, так и по энергоустановкам.
В двух словах, какое место в двигателестроении "Союз" хочет занять?
Мы длительное время славились во всем мире своими разработками и на современном этапе развития стремимся укрепить завоеванные позиции, а в новых для нас областях заслужить репутацию конструкторов, опережающих время....
Авторские права на данный материал принадлежат «Двигатель». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 27, 2024
Аэрофлот успешно поддерживает непрерывность автоматизированных бизнес-процессов совместно с российской ИТ-компанией IBS
Март 28, 2024
СМИ: в США двое военнослужащих пострадали в результате крушения ударного вертолета
Март 28, 2024
В Румынию прибыли шесть британских истребителей Eurofighter Typhoon для патрулирования
Март 28, 2024
Аэропорту в Абхазии не хватает выделенной территории