О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Игрок мировых стандартов

Российский авиапром на салоне в Фарнборо

В этом году авиасалону Farnborough исполнилось 60 лет. По мнению организаторов, юбилейная выставка 2008 года стал самой крупной в истории среди аналогичных мероприятий. В салоне приняли участие полторы тысячи компаний из 39 стран мира. Российская делегация была представлена 60 предприятиями и организациями, причем для некоторых из них Farnborough-2008 также стал юбилейным. Дело в том, что 20 лет назад, в конце 80-х годов ХХ века, предприятия отечественной авиапромышленности вследствие политических изменений в стране, поднявших "железный занавес", впервые получили возможность принимать участие в крупнейших зарубежных авиасалонах. Первым из них как раз и стал Farnborough-1988. Тогда широкой публике впервые были показаны советские военные самолеты МиГ-29 и МиГ-29УБ. А спустя год на Le Bourget состоялся дебют Су-27.

По оценке генерального директора компании "Сухой" Михаила Погосяна, изменения, произошедшие с тех пор в имидже и позиционировании компании, носят кардинальный характер. Сегодня АХК "Сухой" - это диверсифицированная многопрофильная корпорация, работающая в области как военной, так и гражданской авиатехники. Как заявил Михаил Погосян, за рубежом "нас воспринимают как реальных игроков на мировом рынке, которые работают на нем по международным правилам". А начиналось все с того, что на крупнейших европейских авиасалонах компания демонстрировала боевые авиакомплексы, разработанные по заказу советских ВВС: истребитель Су-27, бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25. Стенды были снабжены плакатами с подробными ТТХ, напечатанными мелкими буквами. Сегодня стенды АХК "Сухой" на крупнейших авиасалонах мира выглядят на уровне западных и являются образцом для подражания для других российских компаний. Рекламная политика также строится по мировым стандартам: уже второй салон Farnborough посетителей при входе на выставку встречают щиты с рекламой лайнера Sukhoy Superjet 100.

По оценке Михаила Погосяна, компания выполнила на Farnborough-2008 все стоявшие перед ней задачи. Их было три: продвижение проекта Sukhoi Superjet 100 и флагмана линейки военных самолетов Су-35, а также дальнейшее развитие прочных связей с крупнейшими мировыми производителями авиатехники.

Надо сказать, что подготовка у АХК "Сухой" к Farnborough-2008 получилась весьма успешная. Напомним, что в этом году поднялись в воздух оба флагманских самолета компании: SSJ100 и Су-35, а последний буквально накануне салона был впервые показан публично. На демонстрационном полете, состоявшемся 7 июля, присутствовали представители Министерства обороны и ВВС России, сотрудники "Рособоронэкспорта", группа иностранных дипломатов и журналисты.

На сегодняшний день разработка и организация серийного производства Су-35 входит в число приоритетных программ Объединенной авиастроительной корпорации. В настоящее время компания "Сухой" завершила первый этап летных испытаний этой машины, впервые поднявшейся в воздух 19 февраля. В Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А. Гагарина (КнААПО) завершается сборка еще двух опытных истребителей. Они присоединятся к программе испытаний в этом году. ВВС РФ планируют сформировать из Су-35 два-три полка. По оценкам специалистов, неплохие перспективы ожидают эту машину, занимающую промежуточное положение между авиакомплексами 4 и 5-го поколений, и на внешнем рынке.

По оценке Михаила Погосяна, выбранная компанией линия по созданию самолета Су-35 и истребителя пятого поколения обеспечит АХК "Сухой" сохранение и укрепление позиций как одного из мировых лидеров в области военной авиационной техники в сегменте самолетов фронтовой авиации. Не все страны, имеющие на вооружении самолеты 3-го поколения, сразу решатся на закупку комплексов 5-го поколения, поскольку они очень сложны в эксплуатации. Чтобы их освоить, необходим переходный продукт, в качестве которого будет выступать Су-35. Как отметил Михаил Погосян, "эта машина подготовит фундамент нашим потенциальным заказчикам для возможности эксплуатации истребителя пятого поколения". К тому же на освоение серийного производства ПАК ФА потребуется не менее 5-7 лет, в течение которых нишу российских тяжелых многоцелевых авиакомплексов как раз и будет занимать Су-35. До 2020 г. планируется изготовить более 200 таких самолетов.

Надо отметить, что 14 июля, в первый день работы Farnborough-2008, состоялась первая публичная демонстрация летных качеств американского истребителя пятого поколения F-22. Как заявил один из высокопоставленных сотрудников АХК "Сухой", "мы ждали этого полета с волнением, однако после его окончания вздохнули с облегчением". Пилот F-22 не продемонстрировал каких-то выдающихся возможностей самолета. Радиусы разворота "Раптора" были довольно велики, вариации на тему знаменитой "Кобры Пугачева" выглядели также не очень убедительно. Как отметил тот же представитель компании "Сухой", "индийские летчики на Су-30МКИ летают лучше". Таким образом, по своим маневренным характеристикам F-22 явно уступает Су-35. Во всяком случае, пока. Можно предположить, что американцы по тем или иным причинам решили не показывать все возможности машины пятого поколения, однако это было бы довольно странным, ведь, по оценкам экспертов, главной целью прилета "Раптора" в Англию было изучение уровня интереса к этой машине среди потенциальных зарубежных заказчиков. А в этом случае товар надо показывать, что называется, лицом.

Вместе с тем целый ряд элементов конструкции F-22, таких, например, как плоские сопла двигателей, заслуживает самого серьезного внимания российских специалистов.

Когда состоится "наш ответ "Раптору", пока не известно, однако, как заявил Михаил Погосян, в будущем году на авиасалоне МАКС будет продемонстрирован Су-35, а зарубежный дебют машины намечен на 2010 г. - на следующий авиасалон Farnborough.

Несмотря на всю важность таких событий, как начало летных испытаний Су-35 и его первая публичная демонстрация за рубежом, на Farnborough или Le Bourget вряд ли когда-нибудь будут подписаны контракты на закупку этих машин. А вот основной гражданский продукт компании "Сухой" - региональный лайнер Sukhoy Superjet 100 начинает пользоваться спросом не только в России и СНГ, но и в Европе.

Фирма Superjet International, являющаяся совместной компанией АХК "Сухой" и итальянской Alenia Aeronautica (она образована для маркетинга, продажи и послепродажного обслуживания SSJ100 на рынках Европы, Северной Америки и Африки), заключила два твердых контракта на поставку 25 авиалайнеров. Причем заказанные швейцарской компанией АМА пять самолетов в варианте на 95 мест будут поставлены в 2011 г. пяти различным авиакомпаниям в Европе и Азии. Это объясняется тем, что АМА проявляет интерес к продвижению на зарубежных рынках деловых и VIP комплектаций SSJ100. Как сообщил исполнительный директор Superjet International Алессандро Франзони, готовится еще ряд контрактов, которые будут заключены до конца 2008 г.

Кроме того, ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и компания "Авиализинг" объявили о подписании предварительного договора на поставку 24 машин. До конца года договор перейдет в твердый контракт. Соглашение также предусматривает опцион еще на 16 самолетов. Общая стоимость сделки составит более 630 млн. долларов.

Одной из среднесрочных целей компании "Авиализинг" является перевооружение российских авиакомпаний новой авиатехникой. Приобретение самолетов Sukhoi Superjet 100, первых региональных самолетов XXI века, позволит "Авиализингу" предложить своим клиентам современный, экономически эффективный, обладающий магистральным уровнем комфорта и экологически чистый самолет. "Мы уверены, что самолет Sukhoi Superjet 100 позволит повысить экономическую эффективность региональных рейсов при рациональном уровне затрат и будет востребован российскими авиакомпаниями", - так оценил перспективы нового самолета заместитель председателя совета директоров компании "Авиализинг" Виктор Новиков.

Таким образом, по результатам авиасалона Farnborough портфель заказов на SSJ100 вырос до 122 единиц.

Как уже отмечалось, одной из важнейших задач АХК "Сухой" на авиасалоне Farnborough-2008 было также проведение переговоров с представителями компаний, являющихся лидерами мировой авиационной отрасли. По словам Михаила Погосяна, состоялись встречи с руководством таких фирм, как Boeing, Airbus, EADS, Finmeccanica. "Мы обсудили в том числе планы долгосрочного сотрудничества. Такие планы пока не могут быть конкретно сформулированы, но есть целый ряд базовых направлений, которые при дальнейшей детализации позволят выйти на формирование долгосрочной стратегии сотрудничества, прежде всего в области гражданской авиации", - заявил руководитель компании "Сухой". Среди таких базовых направлений он выделил развитие семейства SSJ100, работу над лайнером МС-21, а также тематику транспортной и военной авиации. После формирования долгосрочной стратегии появится возможность правильно определить, в какие сегменты нужно будет сделать инвестиции. "Это крайне необходимо, поскольку авиационный бизнес требует долгосрочных инвестиций", - отметил Михаил Погосян....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка