О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Догнать и перегнать Boeing

Президиум правительства рассмотрит сегодня новую федеральную целевую программу по разработке и производству композитных материалов, крайне необходимых для космической, авиационной, атомной отраслей

Президиум правительства рассмотрит сегодня новую федеральную целевую программу (ФЦП) по разработке и производству композитных материалов, крайне необходимых для космической, авиационной, атомной отраслей. Стоимость программы, рассчитанной до 2015 года, - 63 млрд руб. Реализация этой программы, утверждает источник РБК daily в правительстве, поможет создать 10 тыс. рабочих мест и отказаться от закупок примерно 300 видов импортных материалов. Эксперты полагают, что главная проблема на пути реализации ФЦП не деньги, а подготовка квалифицированных кадров.

Композит - комбинация различных материалов, состоящая из пластичной основы (угле- и стеклопластики, смолы) и армирующих элементов. Композиты, как правило, не только дешевле традиционных материалов, но и прочнее их порой в несколько десятков раз. В российской промышленности композиты используются крайне мало. Это связано с тем, что многие производства, созданные еще в советские времена, сейчас закрыты. В то же время импортные углепластики довольно дороги.

По данным нашего источника в правительстве, на реализацию ФЦП по производству стратегически важных композитов из федерального бюджета будет выделено 45 млрд руб., еще 18 млрд составят внебюджетные средства. Программа рассчитана на 2009-2015 годы и согласована с госпрограммой вооружений. Заказчиком от лица государства выступает Минпромторг.

Согласно целевым показателям, планируется открыть по всей России 200 новых производств, создать 10 тыс. новых рабочих мест. Если программа будет реализована, то отечественная промышленность, прежде всего ВПК, получит примерно 300 видов композитных материалов, закупаемых сейчас за границей. При нынешнем росте цен на нефть эксплуатация самолета, состоящего частично из углепластика, гораздо более выгодное дело. "Самолет Boeing состоит на 60% из композитов, Airbus примерно на 55%, наш Superjet всего на 30%, - говорит источник. - Между тем углепластик прочнее на разрыв, а главное, имеет меньший коэффициент сопротивления и легче алюминия в полтора раза, и поэтому для того, чтобы он поднялся в воздух, необходимо меньше горючего". А это благоприятно сказывается на цене авиабилета. Ныне разрабатываемый американцами Boeing Dreamliner тоже наполовину будет из композитов, что из-за снижения веса, естественно, отразится на его пассажировместимости.

Во времена СССР мы сохраняли паритет с США по объемам производства углепластика. После развала Союза большинство производств осталось в бывших братских республиках, особенно много в Казахстане, а в России остались лишь опытные производства и научные кадры. Ни того ни другого сейчас почти не сохранилось. А западные страны не готовы продавать нам не только технологии по изготовлению композитов, но даже сырье. Одна из японских компаний, например, обеспечивает композитными материалами для авиатехники все страны, входящие в НАТО, и, естественно, отказывается поставлять их России.

Представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) заявил вчера РБК daily, что корпорация нуждается в конкурентоспособных композитных материалах отечественного производства. ОАК разрабатывает и в скором времени будет производить крылья из композитных материалов. Площадка для производства будет создана в Казани, Воронеже или Новосибирске к 2010 году. Именно к этому времени будет определен перечень комплектующих, необходимых для производства перспективного лайнера МС-21, который, как ожидается, на 50% будет состоять из композитов. По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, Россия лет на десять отстает по разработке и производству композитов от тех же США. "Главная проблема в этой сфере сейчас не в деньгах, они есть, а в квалифицированных кадрах. Кто будет производить эти композиты, если прежних специалистов уже нет, а новые не обучены", - недоумевает эксперт. Он убежден, что без серьезных вливаний в обучение и переподготовку кадров ФЦП окажется под угрозой срыва....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка