О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские авиакомпании в шаге от банкротства

Рост цен на авиатопливо создает все большие проблемы для авиаперевозчиков. Пока авиакомпании держатся за счет отпускного сезона, но уже к следующему лету могут появиться первые банкроты, считают эксперты

Рост цен на авиатопливо создает все большие проблемы для авиаперевозчиков. Пока авиакомпании держатся за счет отпускного сезона, но уже к следующему лету могут появиться первые банкроты, считают эксперты. Число авиакомпаний в России сократится как минимум вдвое.

Авиакеросин растет в цене, и нельзя исключать банкротства ряда российских авиаперевозчиков, заявил в минувший четверг руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин. Пока ситуация в РФ несколько лучше, чем в западных странах. У нас в стране мало региональных компаний, которые в первую очередь страдают от повышения стоимости топлива, поэтому и существует некий запас прочности, пояснил он. Однако этого запаса надолго не хватит. Планы российских компаний строились на прогнозе роста топлива в пределах 20 проц. в течение этого года, но на деле оно подорожало более, чем на 100 проц., говорили авиаторы в Архангельске на общем собрании членов Международной ассоциации руководителей авиационных предприятий (МАРАП). В структуре затрат авиакомпаний в среднем по отрасли топливо составляет почти половину, у компаний, эксплуатирующих только российскую технику - до 60-65 проц. Рентабельность авиабизнеса снижается, цены на авиабилеты повышены до предела и дело идет к стагнации отрасли.

Если цена керосина повысится еще на 20 проц., то банкротств не избежать, рассказала "Ведомостям" аналитик ВТБ Елена Сахнова. По ее словам, самые плохие времена для российских перевозчиков еще впереди: если в сезон отпусков спрос на авиабилеты традиционно высок, то в октябре- ноябре и январе-феврале пассажиропоток резко падает. В этой ситуации компаниям может не хватить доходов, чтобы расплатиться с поставщиками. Самыми уязвимыми эксперт называет компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек - к этой категории не относятся только 11 из примерно 150 российских перевозчиков, то есть проблемы будут у абсолютного большинства участников рынка. Исключение составляют корпоративные и чартерные авиакомпании. В зоне риска и те, у кого флот состоит преимущественно из старых судов, добавляет аналитик "Ренессанс капитала" Эдуард Фаритов.

Гендиректор торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП) Евгений Островский считает, что в России большинство авиакомпаний уже едва ли не подпадают под определение "банкрот", подтверждением чему служат финансовые показатели: отрицательная рентабельность и прибыль, просроченная кредиторская задолженность. Такие, по словам Островского, есть даже в двадцатке крупнейших авиакомпаний России. Выживут, уверен он, перевозчики первой пятерки ("Аэрофлот", "Сибирь", "Россия", "Трансаэро", "ЮТэйр"), а также имеющие "могучего партнера в лице государства или большой корпорации".

Первые банкротства могут появиться к следующему лету, полагает Сахнова. Но механизм банкротства у нас не отработан, поэтому скорее стоит говорить в связи с этим о возможных слияниях или поглощениях, отмечает Островский. По расчетам собеседников издания, в результате число авиакомпаний в России может сократиться как минимум вдвое. А топливный кризис ускорит консолидацию отрасли.

Добавим, что из-за резкого роста цен на авиатопливо за первое полугодие 2008 года 25 мировых авиакомпаний были объявлены банкротами или приостановили свою деятельность. В список попали авиаперевозчики из Европы, США, Азии и Африки, сообщала ранее Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), объединяющая 240 авиакомпаний мира. Почти двукратный рост цен на топливо привел к тому, что в бюджетах авиакомпаний затраты на приобретение керосина выросли с 13 до 35 проц. от общих эксплуатационных расходов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финмаркет». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка