О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" влетает в приватизацию JAT?

Сегодня начинается приватизация сербского национального авиаперевозчика JAT

Сегодня начинается приватизация сербского национального авиаперевозчика JAT. Начало приватизации было отложено до 31 июля в целях уточнения условий тендера. Срок подачи заявок заинтересованных сторон будет открыт до начала октября 2008 года. Письма о намерении заинтересованные стороны должны направить в течение двух дней с момента публикации программы приватизации, то есть с 29.07.2008. Согласно условиям программы, кандидаты могут претендовать на 51-70% сербской авиакомпании. Одними из фаворитов гонки считаются российский "Аэрофлот" и исландская компания Island Air.

Сербия до конца 2008 года планирует ратифицировать Договор между Сербией и ЕС об открытом небе, условия которого не позволяют компаниям, зарегистрированным за пределами Европейского Союза или стран-кандидатов в Европейский Союз, претендовать на долю большую чем 49%. Как известно, "Аэрофлот" отказывался от участия в тендере, если его условиями не будет оговорена передача как минимум 51% перевозчика. Поэтому, агентство по приватизации Республики Сербия проводит тендер именно сейчас, чтобы "Аэрофлот" мог претендовать на покупку контрольного пакета акций в сербском активе.

Основной капитал JAT Airways составляет 185,7 млн.евро, который разделен на 14 664 350 акций. Задолженность компании с настоящее время составляет около 247,4 млн. евро. Флот авиакомпании состоит из девяти самолетов Boeing 737-300, введенных в эксплуатацию в между 1985 и 1988 годами, и трех ATR-72 1990 и 1991 года выпуска. С начала года до середины июля JAT перевез около 700 000 пассажиров.

"Аэрофлот"+JAT+"Шереметьево"

Российский "Аэрофлот" ранее неоднократно выражал желание купить контрольный пакет акций сербского авиаперевозчика. Несколько раз глава "Аэрофлота" Валерий Окулов встречался с руководством Сербии. В июне 2007 года "Аэрофлот" и JAT подписали меморандум о взаимопонимании, в котором российский авиаперевозчик выразил пожелание участвовать в приватизации в целях трансформации JAT в транснациональной балканской авиакомпании. Однако из-за нестабильной политической ситуации сербские власти долгое время откладывали приватизацию.

Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев напоминает, что "Аэрофлот" уже давно ищет точку опоры для вхождения на европейский рынок авиаперевозок. Первая попытка была предпринята еще в 2001-2002 годах, когда "Аэрофлот" управлял ирландским бюджетным авиаперевозчиком Skynet. Позже регулярно появлялась информация о желании российской компании приобрести контрольный пакет в Alitalia, CSA и Austrian Airlines. И вот теперь на повестке дня участие в приватизации сербской авиакомпании JAT".

Обращает на себя внимание и тот факт, что в приватизации международного аэропорта в Белграде намерено принять участие московское "Шереметьево", на базе которого "Аэрофлот" и его члены по альянсу SkyTeam намерены организовать крупнейший в Восточной Европе транзитный узел. Таким образом, российский авиаперевозчик, купив JAT, может создать крупный региональный хаб в Юго-Восточной Европе вместе со своим партнером- аэропортом "Шереметьево".

Коммерческий или политический расчет?

Аэрофлот вписывается в общую конфигурацию обширных российских экономических интересов на Балканах. Как известно, Россия изменила свою политику в отношении Сербии, сделав ее более прагматичной. Поскольку была оказана существенная политическая поддержка по вопросу Косово, российская сторона рассчитывает на значительные экономические дивиденды.

В настоящее время "Газпром нефть" находится в процессе завершения сделки по приобретению 51% акций сербской национальной нефтяной компании NIS. "Газпром" намерен протянуть через территорию балканского государства ответвление газопровода "Южный поток" и построить два крупных газохранилища, тем самым, превращая Сербию в крупный региональный хаб по доставке газа. "Банк Москвы" получил лицензию на открытие дочернего банка в Сербии на весьма выгодных условиях.

Политическое руководство Сербии всячески поддерживает российский бизнес в стране, как бы, оправдываясь за стремление вступить в ЕС. Кроме этого, западные партнеры уже не раз подводили Сербское агентство по приватизации. Достаточно вспомнить скандальную приватизацию медного гиганта RTB Bor, на который дважды претендовал "Базэл". В итоге победители не смогли перечислить обещанные суммы, а приватизацию приходилось организовывать заново. В итоге тендер по приватизации RTB Bor был недавно объявлен в третий раз, но россияне в нем больше участвовать не намерены.

Следовательно, политические риски "Аэрофлота" в Сербии минимальны. Но возникает другой вопрос, является ли покупка сербского авиаперевозчика выгодной для россиян на фоне дорожающего авиатоплива и низкой рентабельности (на уровне 1%) авиапервозок в регионе, или это скорее политический жест с долгосрочными инвестиционными горизонтами? Вполне возможно, что "Аэрофлот" стал заложником государственной политики экономической экспансии на Балканах. Ведь не секрет, что российские власти давно сделали крупные компании инструментом защиты государственных политических интересов за рубежом.

Аналитик БКС Михаил Сайно не понимает, "зачем Аэрофлоту покупать убыточную компанию на Западе и тратить на это немалые деньги. Проблем у Аэрофлота и внутри страны хватает: затраты на топливо растут, рентабельность падает, свободных средств все меньше. По мнению аналитика, приоритетом для "Аэрофлота" должно стать обновление собственного флота за счет современных лайнеров, а не сомнительные покупки за рубежом....
Авторские права на данный материал принадлежат «БКС Экспресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка