О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Альянс в кризисе

Росавиация может лишить авиакомпанию "Красноярские авиалинии" свидетельства эксплуатанта в случае повторения массовых задержек рейсов. Такие же меры могут быть приняты и в отношении других компаний, входящих в альянс AiRUnion

Росавиация может лишить авиакомпанию "Красноярские авиалинии" (KrasAir) свидетельства эксплуатанта в случае повторения массовых задержек рейсов. Такие же меры могут быть приняты и в отношении других компаний, входящих в альянс AiRUnion. На его базе до конца года должна быть создана новая крупная авиакомпания "ЭйрЮнион", основным акционером которой станут "Ростехнологии". Но, несмотря на обещания, госкорпорация не спешит гасить долги переходящих под ее контроль перевозчиков.

"Резкий рост топливных цен, произошедший в начале лета, когда большинство перевозок было уже продано на весь сезон, привел к образованию долга у всех авиаперевозчиков. Доходов от продажи авиаперевозок теперь не хватает на покрытие значительно возросших затрат", - сообщила сегодня причины кризиса в официальном пресс-релизе авиакомпания KrasAir. Единственное отличие AiRUnion в этой ситуации от остальных участников авиарынка состоит в том, что в настоящее время идет процесс передачи акций, находящихся в государственной собственности, в собственность госкорпорации "Ростехнологии". На прошлой неделе эта структура заявила, что "в связи с усложнением отношений между авиаперевозчиком и его кредиторами 11 августа мы начали процесс урегулирования текущих платежей, связанных с топливным обеспечением воздушных судов, принадлежащих AiRUnion. А в ближайшее время приступим к рассмотрению кредиторской задолженности AiRUnion для принятия в последующем окончательного решения по его финансовому оздоровлению". По некоторым данным, речь могла идти о ежедневных выплатах в размере 10−12 млн рублей.

Но, как оказалось, госкорпорация то ли поспешила с таким заявлением, то ли не рассчитала своих сил. По данным AiRUnion, контрагенты компаний до сих пор не получили точной позиции "Ростехнологий" относительно погашения кредиторской задолженности авиакомпаний альянса. И потому были вынуждены прибегнуть к крайним мерам. "Принудить компании к ускорению расчетов аэропорты и топливные компании решили путем остановки обслуживания задолжавших перевозчиков. Однако лишением авиакомпании возможности выполнить обязательства перед пассажирами проблема возврата долга не решается, а, напротив, усугубляется. При этом пассажиры становятся заложниками нецивилизованного конфликта. По общепринятой международной и российской практике аэропорт и перевозчик в первую очередь обязаны выполнить свои основные обязательства: обеспечить доставку пассажиров, купивших билеты, к месту назначения. Мы призываем наших контрагентов все отношения решать цивилизованно, в установленном законом порядке, без шантажа и вовлечения в конфликт невинных людей", - просит авиакомпания.

Ее призыв тем более важен, что вчера кризис неплатежей достиг своеобразного апогея и обернулся массовой задержкой вылетов самолетов авиакомпаний альянса не только из красноярского аэропорта Емельяново, но и из московского Домодедова. В первом аэропорту проблемы с вылетом начались не вчера. С начала августа заправщик KrasAir - компания "Сибирь авиа сервис" отказалась обслуживать воздушные суда авиакомпании из-за долга в 200 млн рублей. В связи с погашением части долга обслуживание прекращено не было - лишь несколько самолетов вылетели с опозданием. Ситуация повторилась в минувший вторник, когда вовремя из Красноярска не смогли вылететь сразу восемь рейсов авиакомпании. После того как часть долга удалось урегулировать, самолеты были отправлены. В среду утром проблемы с вылетом возникли у такого же количества рейсов - восьми, все они отправлялись в течение дня. А задолженность перед аэропортом Домодедово привела вчера к полной остановке вылетов авиакомпаний альянса из Москвы - беспрецедентный случай для авиационной отрасли страны в последние годы. Пассажиры 16 рейсов авиакомпаний "Самара", "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии" и "Омскавиа" не вылетели к пунктам назначения. По последней информации AiRUnion на вечер среды, все вылеты перенесены ровно на сутки с момента их первоначальной отправки - то есть рейсы, которые должны были вылететь в то же самое время, но сегодня. Аэропорт Омска тоже внес лепту в эту печальную статистику. Пресс-служба предприятия сообщила, что в связи с продолжающимся ростом дебиторской задолженности авиакомпаний, входящих в AiRUnion, аэропорт с 21 августа прекращает обслуживание рейса № 132 Омск—Москва авиакомпании "Омскавиа". "Обслуживание рейсов перевозчика будет возобновлено только после полного погашения задолженности. Общий долг авиакомпаний "Омскавиа" и "Красноярские авиалинии" на 20 августа 2008 года составляет 45 млн рублей", - отмечалось в сообщении аэропорта. Впрочем, позже там заявили, что в связи с частичным погашением долга авиакомпанией "Омскавиа" аэропорту возможное прекращение обслуживания рейсов авиакомпании переносится с 21 августа на 2 сентября 2008 года.

Вчера в дело вмешались красноярские власти. Министр транспорта и связи Красноярского края Александр Ядов сообщил, что после предпринятых усилий удалось отправить все рейсы "Красноярских авиалиний", уходившие до 14.00 по местному времени (до Южно-Сахалинска, Читы и Москвы, а также два норильских рейса). "Мы ведем ежедневные переговоры как с собственниками топливно-заправочной компании, так и с собственниками AiRUnion, госкорпорацией "Ростехнологии", уже 26 дней, - заявил Ядов. - Ситуация еще достаточно сложная, чтобы говорить, что все урегулировано, и на сегодня мы закончим этот процесс, только когда будет уверенность, что смогут подняться в воздух все самолеты, чей вылет назначен до 12 часов завтрашнего дня". По его словам, деньги на оплату топлива у авиакомпании "есть, но они аккумулируются в Москве и оттуда доходят сюда". А Росавиация создала комиссию по расследованию и выяснению причин задержек рейсов "КрасЭйр". Сегодня, заявил глава службы Евгений Бачурин, авиакомпании будет выдано предписание, в котором указывается, что в случае повторения задержек компания будет лишена свидетельства эксплуатанта.

В "Ростехнологиях" пока никак не комментируют проблемы, усугубляющие положение компаний. Госкорпорация только в очередной раз напомнила о том, что общий долг пяти компаний альянса превышает 1 млрд долларов и что она делегировала двух топ-менеджеров для проведения финансового аудита и выработки предложений по выходу из кризиса. Пока выхода не видно. По данным газеты "Коммерсантъ", "Ростехнологии" могут передать часть рейсов, слотов в аэропортах и, соответственно, пассажиров AiRUnion другим авиакомпаниям, госпакеты которых войдут в госкорпорацию, - ГТК "Россия", "Кавминводыавиа" и "Оренбургским авиалиниям". Но при существующем парке они смогут взять на себя не больше 10% пассажиропотока компаний AiRUnion, а парк альянса быстро передать им не удастся. "Август - это самый пик сезона, и сейчас у всех авиакомпаний большой дефицит провозных мощностей, в то время как у AiRUnion заявлена огромная программа международных чартеров", - отметил в интервью газете гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.
Комментарий эксперта

Олег Пантелеев
глава аналитической службы агентства "АвиаПорт"


Перед государством встает вопрос об отмене указа президента о создании на базе авиакомпаний AiRUnion объединенного перевозчика. Государство предполагало создать конкурента "Аэрофлоту", но авиакомпании альянса объективно не могут перевозить даже своих пассажиров. Если же государство всерьез намерено спасти компанию, то как основной акционер оно должно срочно покрыть все долги из бюджетных средств.

(Из интервью газете "Коммерсантъ")....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка