РИА "Новости"
21 августа 2008, 17:38
Полет откладывается по финансовым причинам
Скандальная ситуация, в которой в эти дни оказался альянс AiRUnion, возможно, свидетельствует о начале системного кризиса в отрасли воздушных перевозок
Конечно, это не единственная причина неудач, постигших AiRUnion. Альянс находится в долговой яме уже не первый месяц. Для урегулирования этого кризиса в конце мая президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче госпакетов акций трех входящих в него компаний (а это от 46,5% у самарцев до 51% у красноярцев) государственной корпорации "Ростехнологии".
Ее аудиторы, которые сейчас проводят проверку деятельности региональных перевозчиков, пока настроены скептически: их воздушный парк безбожно устарел, а долги зашкаливают за миллиард долларов. К тому же поставщики авиационного керосина требуют признать банкротом "Домодедовские авиалинии", которые задолжали им изрядную сумму.
Сообщество авиаперевозчиков с тревогой следит за развитием этого скандала. Ведь подобная участь может постигнуть и другие компании. Собственно, первый тревожный сигнал прозвучал еще в мае, когда московский авиаузел столкнулся с нехваткой горючего и "Атлант-Союз" был вынужден задержать вылет 9 своих рейсов. Тогда во "Внуково" застряли сотни туристов. Теперь из красноярского аэропорта "Емельяново" и столичного "Домодедово" не смогли вылететь уже тысячи пассажиров.
Керосиновый кризис налицо. Только за последний год стоимость авиационного топлива возросла вдвое, причем последний скачок цен произошел аккурат в начале очередного летнего сезона, на который приходится пик авиаперевозок. В результате некоторым компаниям пришлось серьезно подкорректировать свои планы. Особенно тем, что используют отечественную технику - ведь она, как известно, потребляет куда больше горючего, чем, скажем, "боинги" или "эрбасы".
Сложилась парадоксальная ситуация: в стране, добывающей чуть ли не полмиллиарда тонн нефти, где себестоимость производства керосина значительно ниже, нежели в Западной Европе, цены на него на 6-8% превысили мировые показатели. Например, если в Лондоне тонна авиагорючего в июле стоила менее 33,9 тыс. рублей, то в Москве за нее требовали более 36 тыс. Поэтому российские авиаперевозчики, совершающие международные рейсы, стараются заправиться под завязку за границей. Ну а у "регионалов" такого выбора, понятно, нет. И им приходится подчиняться диктату производителей и посредников - топливно-заправочных комплексов (ТЗК), которые принадлежат либо аэропортам, либо тем же добывающим компаниям.
Вот уже несколько месяцев российское руководство пытается приструнить хозяев нефтяных качалок. На июльском совещании в Северодвинске премьер-министр Владимир Путин даже пригрозил Федеральной антимонопольной службе "кадровыми решениями", если та, наконец, не остановит галопирующий рост цен. ФАС пыталась это сделать. Только с начала нынешнего года она завела свыше 150 дел, касающихся ситуации на рынке топлива. Причем после угрозы, прозвучавшей из уст главы кабинета министров, служба взяла в оборот и таких нефтяных "китов", как "Роснефть", "Лукойл", "Газпромнефть", ТНК-ВР и "Сургутнефтегаз".
Так, в начале августа управление ФАС по Пермскому краю возбудило дело в отношении "Лукойл-Аэро", которая установила монопольно высокие цены на топливо в аэропорту "Большое Савино". Незадолго до этого подобные дела против той же московской компании завели в Самарской и Нижегородской областях, а также в Республике Коми. А в сентябре, как сообщил замглавы столичного управления Александр Мухин, будет рассмотрена деятельность "ТЗК Шереметьево" и "Домодедово джет сервис", которые подозреваются в ценовом сговоре. Более того, служба предлагает превратить "спящую" 178-ю статью УК, предусматривающую за такой сговор до пяти лет лишения свободы, в работающую…
Надо сказать, что керосиновый кризис больно ударил не только по российским, но и по западным авиаперевозчикам. И каждый из них пытается справиться с возникшими трудностями по-своему. Скажем, некоторые компании ввели на внутренних рейсах дополнительную плату за второе место багажа. Air Canada уволила 2 тыс. своих сотрудников и на 7% сократила число маршрутов. US Airways объявила, что отныне чашка кофе в ее самолетах будет стоить один доллар, а стаканчик минералки - два. А пару недель назад первым сюжетом во всех американских выпусках теленовостей стало решение JetBlue продавать пассажирам за семь долларов подушки и одеяла, которые до того на рейсах продолжительностью свыше двух часов выдавались бесплатно.
Экономя на таких мелочах, компании стараются все-таки не взвинчивать цены на билеты. У нас же тарифы растут в бешеном темпе. По словам руководителя Росавиации Евгения Бачурина, лишь с начала года они подскочили почти на треть. И не только из-за керосина - существенно подорожали также аэронавигационные услуги и обслуживание в аэропортах.
Правда, в начале августа оптовые цены на авиационный керосин в России стабилизировались, а затем даже упали почти на 2%. Однако никто из игроков на рынке авиаперевозок не сомневается, что это не более чем "политический шаг", продиктованный опасениями санкций со стороны правительства и, в частности, антимонопольной службы. Они не питают иллюзий: за нынешним откатом последует очередное наступление нефтяных корпораций и дальнейшее повышение цен на авиабилеты. Долго ждать этого нам явно не придется....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 26, 2024
Начались торги акциями производителя компонентов для самолетов Loar Holdings