Автор: Максим Кранс
Опубликовано: 21.08.2008, 17:38
 

Полет откладывается по финансовым причинам


Скандальная ситуация, в которой в эти дни оказался альянс AiRUnion, возможно, свидетельствует о начале системного кризиса в отрасли воздушных перевозок. Первое в России объединение крупных региональных авиакомпаний - "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Сибавиатранс" и "Омскавиа", созданное три года назад, должно было составить серьезную конкуренцию "Аэрофлоту". Однако нынешним летом оно оказалось на грани банкротства: из-за резкого повышения цен на авиационное горючее альянс не в состоянии покрыть свои затраты и все более увязает в долгах.

Конечно, это не единственная причина неудач, постигших AiRUnion. Альянс находится в долговой яме уже не первый месяц. Для урегулирования этого кризиса в конце мая президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче госпакетов акций трех входящих в него компаний (а это от 46,5% у самарцев до 51% у красноярцев) государственной корпорации "Ростехнологии".

Ее аудиторы, которые сейчас проводят проверку деятельности региональных перевозчиков, пока настроены скептически: их воздушный парк безбожно устарел, а долги зашкаливают за миллиард долларов. К тому же поставщики авиационного керосина требуют признать банкротом "Домодедовские авиалинии", которые задолжали им изрядную сумму.

Сообщество авиаперевозчиков с тревогой следит за развитием этого скандала. Ведь подобная участь может постигнуть и другие компании. Собственно, первый тревожный сигнал прозвучал еще в мае, когда московский авиаузел столкнулся с нехваткой горючего и "Атлант-Союз" был вынужден задержать вылет 9 своих рейсов. Тогда во "Внуково" застряли сотни туристов. Теперь из красноярского аэропорта "Емельяново" и столичного "Домодедово" не смогли вылететь уже тысячи пассажиров.

Керосиновый кризис налицо. Только за последний год стоимость авиационного топлива возросла вдвое, причем последний скачок цен произошел аккурат в начале очередного летнего сезона, на который приходится пик авиаперевозок. В результате некоторым компаниям пришлось серьезно подкорректировать свои планы. Особенно тем, что используют отечественную технику - ведь она, как известно, потребляет куда больше горючего, чем, скажем, "боинги" или "эрбасы".

Сложилась парадоксальная ситуация: в стране, добывающей чуть ли не полмиллиарда тонн нефти, где себестоимость производства керосина значительно ниже, нежели в Западной Европе, цены на него на 6-8% превысили мировые показатели. Например, если в Лондоне тонна авиагорючего в июле стоила менее 33,9 тыс. рублей, то в Москве за нее требовали более 36 тыс. Поэтому российские авиаперевозчики, совершающие международные рейсы, стараются заправиться под завязку за границей. Ну а у "регионалов" такого выбора, понятно, нет. И им приходится подчиняться диктату производителей и посредников - топливно-заправочных комплексов (ТЗК), которые принадлежат либо аэропортам, либо тем же добывающим компаниям.

Вот уже несколько месяцев российское руководство пытается приструнить хозяев нефтяных качалок. На июльском совещании в Северодвинске премьер-министр Владимир Путин даже пригрозил Федеральной антимонопольной службе "кадровыми решениями", если та, наконец, не остановит галопирующий рост цен. ФАС пыталась это сделать. Только с начала нынешнего года она завела свыше 150 дел, касающихся ситуации на рынке топлива. Причем после угрозы, прозвучавшей из уст главы кабинета министров, служба взяла в оборот и таких нефтяных "китов", как "Роснефть", "Лукойл", "Газпромнефть", ТНК-ВР и "Сургутнефтегаз".

Так, в начале августа управление ФАС по Пермскому краю возбудило дело в отношении "Лукойл-Аэро", которая установила монопольно высокие цены на топливо в аэропорту "Большое Савино". Незадолго до этого подобные дела против той же московской компании завели в Самарской и Нижегородской областях, а также в Республике Коми. А в сентябре, как сообщил замглавы столичного управления Александр Мухин, будет рассмотрена деятельность "ТЗК Шереметьево" и "Домодедово джет сервис", которые подозреваются в ценовом сговоре. Более того, служба предлагает превратить "спящую" 178-ю статью УК, предусматривающую за такой сговор до пяти лет лишения свободы, в работающую…

Надо сказать, что керосиновый кризис больно ударил не только по российским, но и по западным авиаперевозчикам. И каждый из них пытается справиться с возникшими трудностями по-своему. Скажем, некоторые компании ввели на внутренних рейсах дополнительную плату за второе место багажа. Air Canada уволила 2 тыс. своих сотрудников и на 7% сократила число маршрутов. US Airways объявила, что отныне чашка кофе в ее самолетах будет стоить один доллар, а стаканчик минералки - два. А пару недель назад первым сюжетом во всех американских выпусках теленовостей стало решение JetBlue продавать пассажирам за семь долларов подушки и одеяла, которые до того на рейсах продолжительностью свыше двух часов выдавались бесплатно.

Экономя на таких мелочах, компании стараются все-таки не взвинчивать цены на билеты. У нас же тарифы растут в бешеном темпе. По словам руководителя Росавиации Евгения Бачурина, лишь с начала года они подскочили почти на треть. И не только из-за керосина - существенно подорожали также аэронавигационные услуги и обслуживание в аэропортах.

Правда, в начале августа оптовые цены на авиационный керосин в России стабилизировались, а затем даже упали почти на 2%. Однако никто из игроков на рынке авиаперевозок не сомневается, что это не более чем "политический шаг", продиктованный опасениями санкций со стороны правительства и, в частности, антимонопольной службы. Они не питают иллюзий: за нынешним откатом последует очередное наступление нефтяных корпораций и дальнейшее повышение цен на авиабилеты. Долго ждать этого нам явно не придется.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 августа 2008 года | Дайджест публикаций за 21 августа 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ДОМОДЕДОВО СЛОТ АЛЛОКЕЙШЕН, Сибирская авиатранспортная компания, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Центр подготовки авиаперсонала "Джет-сервис", Тындинская нефтяная компания, Ростехнологии, АЭРО (в процессе тестирования)