О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесная схема

Федеральная налоговая служба требует от "КрасЭйр" доплатить в бюджет 1,5 млрд руб. Налоговики считают, что компания создала сеть однодневок для минимизации налогов. "КрасЭйр" с этим не согласна и оспаривает решение ФНС в суде

Контролируемый государством и управляемый братьями Борисом и Александром Абрамовичами авиаальянс AiRUnion переживает финансовый кризис. Против его крупнейшего участника - "КрасЭйр" подано заявление о банкротстве, кроме того, авиакомпания защищается от налоговых претензий на 1,526 млрд руб.

Лучше меньше

Александр Рубцов, гендиректор лизинговой компании "Ильюшин финанс"


"Обычно лизинговые контракты так часто не перезаключаются. Например, у нас с "КрасЭйр" контракты заключались один раз в 2004 г., правда, компания последние полтора года по ним не платила".

"Красноярские авиалинии" - авиаперевозчик. Пассажиропоток - 662 881 (I полугодие 2008 г., данные Транспортной клиринговой палаты). Выручка - 7,3 млрд руб. (I полугодие 2008 г., РСБУ). Чистый убыток - 231,6 млн руб. Владельцы: 51% - у государства, около 40% контролируют гендиректор компании Борис Абрамович и его брат Александр.


Второго сентября в Арбитражном суде Москвы пройдет очередное заседание по спору "КрасЭйр" с ФНС, доначислившей компании 561,6 млн руб. налогов (почти вся сумма по НДС) и 259,4 млн штрафа и пеней. Решение по повторной проверке компании за период с 1 января 2004 г. по 30 сентября 2005 г. было подписано 7 марта замруководителя ФНС Татьяной Шевцовой. А межрегиональная инспекция ФНС № 6 за период с октября 2005 г. по конец декабря 2006 г. доначислила компании 523,9 млн руб. налогов, а также 181,5 млн штрафа и пеней. Копии обоих решений есть у "Ведомостей". Источник в налоговых органах подтвердил их достоверность.

В обоих решениях компания обвиняется в использовании лизинговых схем для налоговой минимизации. Например, самолеты и двигатели, находившиеся у "КрасЭйр" в лизинге, перепродавались через цепочку фирм, из-за чего цена имущества возрастала. Эти сделки не имели экономического смысла, утверждается в решении. Зато они позволяли "КрасЭйр" экономить на налоге на прибыль за счет ускоренной амортизации, не платить налог на имущество и наращивать вычеты по НДС. Компании было бы выгоднее привлекать кредиты, чем брать оборудование в лизинг, при том что лизинговые компании сами привлекали кредитные средства под поручительство "КрасЭйр", говорит источник в налоговых органах.

В документах утверждается, что лизинговые компании зависимы "КрасЭйр" и подконтрольны ей и "изначально были созданы с целью минимизации налогового бремени". В частности, первый заместитель гендиректора "КрасЭйр" Александр Абрамович и заместитель гендиректора компании Владислав Вычужанин до 14 июля 2005 г. были учредителями ООО "Союз-инвест", которому принадлежал 51% в ООО "Авиационный центр расчетов и маркетинга" - единственном учредителе ООО "Финансовый центр "Капитал лизинг", "дочка" которого - ООО "Авиационный лизинговый центр" участвовала в описанных ФНС схемах.

Некоторые из лизинговых компаний зарегистрированы по адресу массовой регистрации, не сдавали отчетность, у них не было достаточного персонала и основных средств. А учредитель и гендиректор ООО "Джет флайт" (одна из лизинговых фирм) Валерий Репин заявил налоговикам, что ничего не знает об этой компании. Он также отметил, что в 2004 г. потерял паспорт, говорится в актах проверки. Примерно такие же показания дал и учредитель и гендиректор ООО "Проект сити" (участник лизинговой схемы) Аркадий Темнов.

В возражениях "КрасЭйр" указывала, что приобретенное в лизинг имущество использовалось, "КрасЭйр" не имела никакого отношения к лизинговым компаниям, а Абрамович и Вычужанин не могли влиять на их деятельность.

Представители ФНС и "Красэйр" комментировать спор отказались.

Гендиректор "Ильюшин финанс", инициировавшей банкротство "КрасЭйр", Александр Рубцов отмечает, что постоянное перезаключение договоров лизинга может свидетельствовать о том, что самолеты на самом деле принадлежали авиакомпании. Лизинговые схемы могли быть использованы для уклонения от уплаты налогов, но налоговики должны были бы доначислить налоги лишь по части расходов, которые они считают необоснованными, полагает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка