О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Непростой пассажир

AiRUnion возложат на плечи С.Чемезова и столичных атлантов

Московские власти в лице подконтрольной им авиакомпании "Атлант-Союз" неожиданно подключились к проекту нового авиаальянса под эгидой госкорпорации "Российские технологии". "Ситуация близка к разрешению", - передал вчера около 7 часов вечера Интерфакс комментарий вице-премьера Сергея Иванова. Одновременно в Астрахани премьер Владимир Путин обсуждал ситуацию вокруг AiRUnion с министром транспорта Игорем Левитиным. "Мы выработали план действий и готовы вам его доложить и после утверждения приступить к его реализации", - сообщил министр. Судя по всему, план действий был утвержден стремительно: уже через час информационные агентства передавали пресс-релиз о создании объединенной компании на базе авиационных активов "Российских технологий", правительства Москвы и Красноярского края. Контрольный пакет компании окажется в руках госкорпорации, которую возглавляет Сергей Чемезов.

С мая прошлого года, когда Владимир Путин подписал президентский указ "Об открытом акционерном обществе AiRUnion (государству должно было достаться не менее 45% капитала новой авиакомпании), в судьбе идеи объединения частных и государственных активов многое изменилось. Прежде всего, появилась госкорпорация "Ростехнологии", которая очень заинтересовалась сферой авиаперевозок и начала переговоры с частными акционерами AiRUnion о сделке. А в мае нынешнего года уже президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче "Ростехнологиям" госпакетов акций компаний, которые войдут в учрежденный решением Путина альянс AiRUnion. "Указ давно обсуждался, и планировалось создание конкурента "Аэрофлота". Первоначально считалось, что представлять AiRUnion будет государство. Мы предложили свои услуги, и господин Абрамович, глава AiRUnion, "Красноярских авиалиний" согласился с этим", - пояснял в мае г-н Чемезов.

Но к концу лета оказалось, что "Ростехнологиям" достается не самый привлекательный актив: AiRUnion не мог расплатиться за топливо, начал отменять рейсы, а тысячи пассажиров застряли в российских и зарубежных аэропортах. Перед альянсом замаячила реальная перспектива банкротства, тем более что соответствующий иск один из поставщиков уже направил в суд. Потребовалось вмешательство государства - как спасти альянс да еще сделать из него новую успешную компанию, обсуждали на всех уровнях, и нашли решение, судя по всему, позавчера на совещании у Сергея Иванова. Главная неожиданность - участие в новом проекте принадлежащей московскому правительству компании "Атлант-Союз".

В выпущенном вчера пресс-релизе говорится, что основой для формирования компании "станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний "Атлант-Союз", альянса AiRUnion, ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-Авиа". Контрольный пакет акций авиакомпании будет закреплен за госкорпорацией "Ростехнологии", а основными аэропортами базирования и хабами авиакомпании будут выступать московское Внуково (сейчас AiRUnion базируется в Домодедово) и красноярское Емельяново. Как отмечает РИА Новости, новая компания по числу перевозимых пассажиров бросит вызов лидеру отрасли "Аэрофлоту": в 2007 году объединяемые авиакомпании перевезли суммарно порядка 10 млн пассажиров, в то время как услугами "Аэрофлота" воспользовались около 8 млн пассажиров. "Создаваемая авиакомпания продолжит осуществлять полеты как на коммерчески привлекательных, так и на социально значимых направлениях, в частности дальневосточном. Компания обеспечит обязательства по перевозке пассажиров авиакомпаний альянса AirUnion и рассчитывает на адекватную поддержку со стороны государства, - говорится в заявлении. - При этом стороны обеспечат проведение комплекса мероприятий, направленных на финансовое оздоровление авиакомпаний, на базе бизнеса которых предполагается создание единого оператора, и поэтапную реструктуризацию их кредиторской задолженности".

Очевидно, что проблема разрешения финансового кризиса - первая на повестке дня у будущей компании. И, судя по вчерашним новостям, власти намерены подробнее вникнуть в причины финансового кризиса - какой бы очевидной ни была дороговизна авиационного керосина. Владимир Путин на встрече с министром транспорта поинтересовался, можно ли было не допустить сложившегося положения вещей, если бы AiRUnion заблаговременно обратился в правительство за поддержкой. Игорь Левитин ответил: "Да, при своевременном обращении эту ситуацию можно было бы не допустить".

Между тем генеральный прокурор Юрий Чайка вчера заявил о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности главы "Росавиации" Евгения Бачурина, который, по его мнению, "провалил работу". А сама Генпрокуратура попутно вынесла предостережение заместителю министра транспорта Александру Мишарину, входящему в совет директоров одной из компаний AiRUnion - "Красэйра". Одновременно глава Счетной палаты Сергей Степашин объявил о скорой проверке альянса.

Проверку в связи с массовыми задержками рейсов AirUnion прокуратура начала только два дня назад, но уже вчера генпрокурор Юрий Чайка озвучил первые выводы. "Мы вышли с ходатайством о привлечении главы "Росавиации" к дисциплинарной ответственности. Вместо того чтобы организовать работу с авиакомпаниями, которым сегодня предъявляются претензии в связи с массовыми задержками рейсов, он фактически ее провалил", - отметил он. Генпрокурор также высказал мнение о нецелесообразности вхождения в состав совета директоров авиакомпаний "чиновников такого ранга", как глава "Росавиации" (г-н Бачурин входит в состав совета директоров авиакомпаний "КрасЭйр" и "Домодедовские авиалинии"). В заключение генпрокурор пообещал, что по итогам проверок в компаниях альянса будут возбуждены административные дела, а по некоторым случаям, возможно, и уголовные.

"Не хотелось бы комментировать эту ситуацию, - сказал "Времени новостей" источник в "Росавиации". - Тем более что сразу она не разрешится. Ходатайство будет направлено в Минтранс, в структуру которого мы входим, и лишь в течение месяца будет вынесено решение". В "Росавиации" также выразили недоумение, что генпрокурор так резко отозвался именно об их шефе, в том числе и относительно его участия в руководстве авиакомпаний. "Почему Мишарин уже два года как председатель совета директоров "КрасЭйр", Тихонов (Александр Тихонов, директор департамента структурного реформирования Минтранса. - Ред.) - председатель совета директоров "Домодедовских авиалиний"? А Бачурин, во-первых, только член совета директоров, а во-вторых, назначен совсем недавно, лишь в конце июня этого года", - говорит источник в ведомстве.

В Минтрансе же вынесенное Генпрокуратурой предостережение заместителю главы ведомства г-ну Мишарину комментировать вообще не стали. Сама Генпрокуратура в связи со своим предостережением отметила: "Мишарин, выполняя функции представителя государства, являясь председателем совета директоров ОАО "КрасЭйр", самоустранился от руководства компанией, контроля за деятельностью ее менеджмента и финансового положения. Это привело к неудовлетворительному финансовому положению компании, повлекшему срыв авиаперевозок в период пика массовых перевозок". И если замминистра не будет и впредь выполнять свои обязанности, говорится в сообщении Генпрокуратуры, его ждет привлечение к "установленной законом ответственности".

Со своей стороны глава Счетной палаты Сергей Степашин вчера рассказал об аудиторской проверке всех компаний альянса с целью определить, "откуда ноги растут". По словам одного из аудиторов СП, обвальная ситуация демонстрирует "принцип домино", и у ведомства будут вопросы к авиакомпаниями в связи с тем, что "в этот момент на базе AiRUnion идет создание ОАО, через которые "Ростехнологии" будут управлять компаниями"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка