О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Атлант-Союз" разрубил московский авиаузел

Создание на базе альянса AiRUnion общенационального авиаперевозчика может повлечь за собой масштабные изменения не только в авиационном, но и в аэропортовом хозяйстве страны

Создание на базе альянса AiRUnion общенационального авиаперевозчика может повлечь за собой масштабные изменения не только в авиационном, но и в аэропортовом хозяйстве страны.

С 7 сентября все московские рейсы AiRUnion уже выполняются не из "Домодедово", а из "Внуково" с помощью контролируемой столичными властями авиакомпании "Атлант-Союз". Это немалая доля рынка пассажирских авиаперевозок.

За 2007 год клиентами авиакомпаний, входящих в альянс, стали 3,6 млн человек. Существенная доля рейсов альянса выполнялась через Москву. По экспертным оценкам, эти два факта означают, что миграция пассажиров из одного столичного аэропорта в другой превысит 1 млн человек.

Пассажирооборот аэропорта "Внуково", принадлежащего московским властям, таким образом приблизится по итогам 2008 года к 10 млн человек. Этого недостаточно, чтобы говорить о принципиальном изменении позиции третьего аэропорта московского авиаузла. Но по мере развития нового перевозчика такая возможность не исключена. Планы новой госкомпании, в создании которой объединяют усилия и федеральные, и региональные власти, не может не беспокоить бессменного лидера рынка - "Аэрофлот".

Выполнение рейсов альянса из "Внуково" началось с нуля часов вчерашнего дня. Для пассажиров AiRUnion, которые не знали об изменениях или по растерянности прибыли для вылета в "Домодедово", администрация аэропорта предусмотрела бесплатные автобусы, которые в сопровождении автомобилей ГАИ доставляли пассажиров во "Внуково". Как рассказали корреспондентам "Газеты" в пресс-службе "Домодедово", о трансферах пассажиров оповещали по громкой связи. Информация для них также имелась на стойке AiRUnion и на справочных стойках аэропорта. В пресс-службе "Внуково" корреспондентам "Газеты" уточнили, что бесплатные автобусы между двумя аэропортами будут курсировать до среды включительно. "Потом - если будет необходимость", - заявили в пресс-службе. Более подробную информацию можно узнать по бесплатному телефону круглосуточной горячей линии аэропорта +7 (495) 436-2813. Вот только дозвониться по ней очень непросто. Корреспонденты "Газеты" безуспешно ждали ответа оператора 15 минут.

Задержки во благо пассажиров

Смена базового аэропорта никак не сказалась на расписании рейсов AiRUnion. Оно осталось прежним. Новые билеты пассажирам не приходится покупать, так как действительны старые. Перерегистрация на рейс также не требуется. Вылеты самолетов AiRUnion из "Внуково" вчера осуществлялись в основном без задержек.

"Задерживались только те рейсы, на которые опаздывали пассажиры. То есть экипаж ждал, пока все зарегистрированные пассажиры доберутся до аэропорта, и только тогда принимал решение о вылете, - пояснили в пресс-службе "Внуково". - Такие поблажки, впрочем, будут действовать только ближайшие три-четыре дня". В общей сложности вчера из "Внуково" должны были вылететь 28 рейсов авиакомпаний AiRUnion. На момент подготовки материала около половины из них уже были отправлены. Нагрузка аэропорта, по предварительным прикидкам, в ближайшие три-четыре дня увеличится примерно на 2 тысячи человек за счет пассажиров AiRUnion. "Хотя, судя по сегодняшнему дню, цифра может быть меньше. Людей прибыло не так много", - пояснили в пресс-службе аэропорта.

Ахиллес и черепаха

По уверениям руководства "Внуково", аэропорт справляется с новой нагрузкой и готов к ее увеличению. "В связи с переводом рейсов AiRUnion во "Внуково" увеличение произойдет, к сожалению, всего на 25-30 рейсов в день, хотя мы физически готовы принимать в два раза больше. Так что для нас это нормальная рабочая ситуация без авралов. Заправляются самолеты за счет "Атлант-Союза", - рассказал корреспондентам "Газеты" председатель совета директоров ОАО "Международный аэропорт "Внуково" Виталий Ванцев. По его словам, после 20 сентября станет известна точная дата введения в эксплуатацию нового терминала общей площадью 250 тысяч квадратных метров, что еще больше облегчит ситуацию. В целом же, отмечает Ванцев, амбиции "Внуково" остаются прежними - перевозить 20 млн пассажиров в год.

Отметим, что в реальности по итогам 2007 года пассажиропоток "Внуково" составлял 7,5 млн человек. К концу 2008 года эта цифра едва ли перевалит за 10 млн (среднегодовой рост примерно 20% плюс пассажиры AiRUnion). Получается, что более чем двукратное отставание от лидера московского рынка - "Домодедово" сохраняется, несмотря на потерю последним части авиаперевозчиков.

"Уход альянса AiRUnion расстановку сил принципиальным образом изменить не сможет, да и не повлияет на нее. О наших показателях по операционной деятельности можно будет говорить по итогам сентября, однако мы не планируем никаких серьезных изменений. По итогам 2008 года мы планируем выйти на запланированные нами 22 млн пассажиров. Этот план мы обеспечим за счет роста авиакомпаний - таких, как "Сибирь", "Трансаэро". Кроме того, в этом году к нам пришли Lufthansa и Malev. В начале следующего года, скорее всего, к нам придут United Airlines и целый ряд других компаний", - сказал корреспондентам "Газеты" пресс-секретарь "ИстЛайн" (компания-оператор "Домодедово") Эльдар Тузмухамедов.

И все же эксперты не исключают вероятности того, что некоторые смещения в расстановке сил между аэропортами по мере роста новой авиакомпании случатся. Как говорит ведущий эксперт агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, до перевода во "Внуково" AiRUnion у аэропорта не было авиакомпании, которая бы специализировалась на дальнемагистральных регулярных полетах из Москвы. Теперь такая компания появится, и в перспективе это поможет "Внуково" существенно нарастить число пассажиров.

Дальневосточный фактор

Фактор Дальнего Востока, оказывается, может стать принципиальным и для авиакомпаний. Включение в состав нового национального перевозчика "Владивосток Авиа" (а в перспективе "Дальавиа" и "Сахалинских авиатрасс") серьезно ударит по дальневосточным планам сегодняшнего лидера гражданской авиации РФ - "Аэрофлота", который в течение нескольких лет вынашивал планы создания "дочки" на Дальнем Востоке. Мало того что, как теперь становится понятно, "Аэрофлот" не получит эти авиакомпании, ему не удается даже запустить новый рейс на дальневосточном направлении. "В четверг мы получили разрешение на выполнение рейса Красноярск - Владивосток, а в пятницу оно было отозвано, - рассказал корреспондентам "Газеты" замгендиректора - директор департамента общественных связей "Аэрофлота" Лев Кошляков. - В рамках антикризисных мер мы также предложили план выполнения полетов из Красноярска в Норильск, Магадан и Благовещенск. Однако и по этим направлениям разрешение нам не дано, что дает основание думать, что, наверное, в первую очередь учитываются интересы не пассажиров, а бизнес-структур". "То, что через несколько лет на российском рынке гражданских авиаперевозок изменится расстановка сил, - это абсолютная реальность", - говорит замгендиректора "Аэрофлота".

Чрезмерное вмешательство государства в ситуацию с AiRUnion было отмечено в конце прошлой недели и президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным: "Надо смотреть на ситуацию с AiRUnion. Она тоже, честно говоря, не очень естественной выглядит: те катаклизмы, которые происходят с нехваткой керосина, задержками рейсов и так далее... Иногда складывается впечатление, что это такое подталкивание к решению об объединении и слиянию на условиях, которые будет диктовать государство".

Каким вы видите идеальный аэропорт, и насколько этому видению отвечает российская реальность?

Владимир Брынцалов, предприниматель

Реальность не отвечает ничему. Одним из главных показателей эффективности работы аэропорта является то, с какой частотой оттуда взлетают и туда садятся самолеты. Так вот, в зарубежных аэропортах интенсивность взлетов и посадок в пять раз выше, чем у нас. Почему? Да потому что у нас устаревшая система навигации, которой 35 лет. И никто ни во что не хочет вкладываться! Наши чиновники жалеют $100 млн на то, чтобы приобрести современную систему.

Василий Александров, генеральный директор аэропорта "Внуково"

Пока таких аэропортов у нас нет. Но у нас есть понимание, каким он должен быть, и мы сделаем его таким. Конечно, все это связано с финансированием различных форм собственности, и любой российский аэропорт, как правило, сейчас состоит из нескольких: федеральной, региональной и частной. Сейчас идет системная работа, которая исторически должна завершиться в самых передовых аэропортах через три-пять лет, а в остальных - чуть позже.

Игорь Трунов, адвокат, доктор юридических наук, профессор

Пока мы не перестанем применять двойные стандарты в отношении пассажироперевозок, у нас не будет идеального аэропорта. Внутри страны у нас одни стандарты по возмещению вреда, компенсации и материальной ответственности, но как только тот же самолет той же авиакомпании выполняет рейс в цивилизованное государство, начинают действовать абсолютно другие нормы и качество обслуживания. Принцип работы нашей авиации внутри страны - получение сверхприбыли в ущерб нашей безопасности.

Сергей Белоголовцев, актер, телеведущий

Мне вспоминается шанхайский аэропорт в Китае, который мне очень понравился. Несмотря на его просто исполинские размеры, он очень удобный и современный. Там есть представительство "Аэрофлота", сотрудники которого приютили нас, накормили, напоили и даже на экскурсию по Шанхаю сводили. А все из-за того, что мы опоздали на стыковочный рейс. Нашим аэропортам далеко до идеала, но видно, что работа идет: стоит только посмотреть на "Домодедово". Скоро, может быть, и все такими станут. А сейчас, несмотря на то, что в аэропорт в принципе проникнуть не очень-то легко, там постоянно трутся какие-то подозрительные люди и левые водители, которые дергают тебя за руки. И еще в наших аэропортах по-прежнему ходят упыревидные носильщики, которые могут запросто толкнуть тебя и заорать, чтобы не стоял у них на пути. Мало того что в наших аэропортах все нужно исправлять технически, так еще огромную роль играет и человеческий фактор. То есть какие-то внешние признаки обновления есть, но очень мало улыбающихся лиц, а тем более тех, кто готов помочь. Когда возвращаешься из-за границы, порой хочется бежать обратно в этот же самолет. Теперь я перестал здороваться с пограничниками в наших аэропортах, потому что, когда раньше делал это, эти ребята почему-то очень хмуро на меня смотрели. Тогда я им отвечал на это: "Все понятно. Не здравствуйте". Правда, это беда не только наших аэропортов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка