Коммерсант - Business Guide
8 сентября 2008, 14:27
Под протокол
Покупать бизнес-джеты российские клиенты предпочитают за рубежом. От выбора места и типа регистрации самолета зависят возможности или, наоборот, ограничения, которые получит его владелец
Для начала стоит разобраться, что это такое - регистрация и перерегистрация. Первое - это внесение самолета в авиационный реестр конкретного государства. Так, например, российский Гражданский кодекс относит воздушные суда к недвижимости, однако в отличие от зданий и сооружений для воздушного судна акт регистрации не является регистрацией прав на это судно и сделок с ним. В результате регистрации самолет приобретает "прописку". Важно отметить, что страна регистрации создает нормы летной годности и осуществляет контроль над их соблюдением, а ответственность за соблюдение этих норм несет эксплуатант, то есть управляющая самолетом авиакомпания. Если эти нормы не соблюдаются, эксплуатация самолета невозможна.
Что же понимается под термином "перерегистрация"? Дело в том, что владелец самолета может оказаться в ситуации, когда ему необходимо сменить либо страну, либо тип регистрации. Чаще всего это происходит в том случае, когда воздушное судно владельца зарегистрировано в частной собственности и, чтобы минимизировать расходы на его содержание, требуется коммерческая эксплуатация. Часто в таких случаях совершается перерегистрация из одной юрисдикции в другую.
Имя самолета
Можно сказать, что регистрационный номер - это своеобразное имя самолета. Именно под этим именем его будут знать авиационные власти, аэронавигационные, аэропортовые и другие службы. Специалисты родной авиакомпании чаще всего будут говорить о нем, используя это краткое название. К выбору имени нужно подойти очень ответственно, ведь в случае с воздушным судном от этого будет зависеть очень многое.
Регистрационный номер - комбинация, как правило, пяти символов (латинских букв и (или) цифр) - обычно наносится на фюзеляж и плоскости крыла самолета. Этот номер резервируется за самолетом задолго до завершения процедуры его внесения в авиационный реестр конкретного государства. Регистрация обязательна для всех гражданских воздушных судов согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). По символам номера можно определить принадлежность самолета той или иной стране, а иногда и его тип.
Когда нужна перерегистрация
От выбора места и типа регистрации зависят возможности или, наоборот, ограничения, которые получит владелец бизнес-джета. Бывает так, что за свою жизнь бизнес-джет часто меняет "прописку", переходя из авиационного реестра одного государства в другой. Тому может быть несколько причин.
Первый случай - это регистрация принятого от производителя в эксплуатацию нового воздушного судна. В этом случае зарезервированный за самолетом регистрационный номер обретает юридическую силу после получения сертификата летной годности, который выдается по проведении всех необходимых летных испытаний и завершении приемки. Страна регистрации и авиакомпания, которая будет этим самолетом управлять, должны быть определены еще до окончания постройки. Часто для проведения всех расчетов и тендера на управление самолетом (особенно если речь идет о ведущих западных авиакомпаниях) прибегают к услугам солидных консалтинговых агентств. Специфика рынка такова, что, не зная всех подводных камней, можно вместе с новым бизнес-джетом получить и множество проблем - от серьезных убытков до ареста самолета и потери собственности.
Второй случай - это приобретение бизнес-джета на вторичном рынке. Самолет может быть выведен из государственного авиационного реестра и в зависимости от ситуации пройти процедуру регистрации в том же государстве на нового владельца либо быть внесенным в реестр другого государства. Важно учитывать, что в любом случае самолет должен пройти техническую инспекцию в сертифицированном сервисном центре. Конечно же, без регистрационного номера самолет летать не может, следовательно, нужно позаботиться о том, чтобы он уже находился на территории такого центра, прежде чем исключать его из реестра.
Третий вариант - изменение статуса самолета. Чаще всего бывает, что владелец, столкнувшись с реальностью эксплуатации собственного бизнес-джета, содержание которого ежегодно выражается суммой с шестью нулями, принимает решение о минимизации расходов. Для этого самолет должен быть легализован для коммерческой эксплуатации, то есть быть внесенным в свидетельство эксплуатанта какой-либо авиакомпании, имеющей лицензию на коммерческое управление воздушными судами. Обычно российские владельцы управлять бизнес-джетами доверяют европейским авиакомпаниям, и в том случае, если их самолеты зарегистрированы в офшорах, для удобства коммерческого управления они перерегистрируются в юрисдикцию одного из государств-членов ЕС.
Четвертый случай, когда возникает необходимость перерегистрации борта,- смена его оператора, то есть авиакомпании, которая осуществляет коммерческое управление. Для смены оператора есть свои причины, самая неприятная - недобросовестность последнего. К сожалению, известны случаи, когда авиакомпании при постановке бизнес-джета "под собственный флаг" декларируют одни расходы на владение, а после завершения всех процедур собственник получает другие. Это еще полбеды, по неопытности можно попасть и в дополнительную ловушку: договор составляется таким образом, что при возникновении претензий со стороны владельца оператор просто-напросто "захватывает" самолет, то есть не позволяет владельцу поставить бизнес-джет "под флаг" другого оператора. Вернуть самолет из такого "ареста" обычно возможно, но это требует времени и влечет за собой большие издержки. Конечно, наиболее эффективной мерой противодействия является предупреждение такой ситуации, то есть выбор добросовестного оператора и правильное установление всех договорных отношений.
Тип регистрации и статус воздушного судна
Уже на этапе выбора модели самолета будущему владельцу следует решить, как именно он будет использоваться. Существует два варианта.
Во-первых, частное использование в корпоративных, личных или семейных целях, а иногда и для поддержания особого статуса. В этом случае без разрешения владельца никто не может не то что полететь - даже ступить на борт этого бизнес-джета. Такой дорогой вариант владения - а издержки на содержание самолета составляют ежегодно до нескольких миллионов евро в зависимости от типа ВС - может оправдываться тем, что самолет всегда находится в распоряжении владельца и готов вылететь в любой момент. Однако далеко не все могут позволить себе такие затраты.
Во-вторых, это коммерческая эксплуатация, при которой владелец получает доход от передачи самолета в чартер, что сокращает затраты на его содержание. С другой стороны, при таком варианте условия в большей степени диктует авиакомпания, и, если самолет на определенную дату передается в чартер, владелец на нем полететь уже не сможет. Конечно, ему по возможности будет предложен эквивалентный борт. Данный вид эксплуатации выгоден тем, что позволяет существенно снизить расходы на владение самолетом, и наметившиеся в последнее время тенденции позволяют говорить о растущей популярности такого типа регистрации - немало бизнес-джетов, принадлежащих нашим соотечественникам, переходят из офшорных реестров под юрисдикцию государств-членов ЕС, а иногда и Российской Федерации.
От выбранного варианта зависит оптимальная схема регистрации и эксплуатации бизнес-джета, а также отдельные виды затрат. На практике российским владельцам доступно несколько вариантов юрисдикции для регистрации воздушного судна - это Россия, офшоры, государства-члены ЕС и США. Правда, у американской регистрации своя специфика, поэтому к ней пока прибегают нечасто. Есть несколько факторов, которые делают постановку бизнес-джета западного производства в авиационный реестр Российской Федерации непопулярной и в целом нецелесообразной. О них мы поговорим ниже. Исключением может считаться ситуация, когда самолет предназначен в основном для полетов по внутренним маршрутам,- стоит помнить, что каботаж, то есть перелет самолета иностранной авиакомпании между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, осуществляется при соблюдении определенных условий, а в некоторых случаях просто запрещается.
Частные владельцы предпочитают регистрировать самолеты в офшорах. Выбор у владельца бизнес-джета достаточно широк, но нельзя говорить о существовании готовых решений. Обычно непросто найти такой государственный реестр, который учитывал бы все предпочтения владельца, ведь любой из них накладывает определенные ограничения. Разобраться в нюансах помогут независимые консультанты, которые уже появились и на отечественном рынке. Их экспертная оценка поможет владельцу соотнести все пожелания с возможностями и застрахует от неверного шага.
Повышение доходности коммерческой эксплуатации
Владение частным самолетом - это постоянные издержки на его содержание, которые в зависимости от типа могут доходить до нескольких миллионов евро в год. Коммерческая эксплуатация бизнес-джета позволяет в значительной мере снизить себестоимость летного часа для владельца, а при эффективном управлении - получить доход от продажи чартерных рейсов. Самое важное, о чем стоить позаботиться владельцу до окончания строительства нового самолета,- определить страну и авиакомпанию-оператора, под "флагом" которой он будет эксплуатироваться. Оператор занимается организацией безопасной эксплуатации самолета, следит за соблюдением международных требований к безопасности полетов и техническому состоянию воздушного судна, а также квалификационных требований к собственному персоналу и летному составу. Авиакомпания обязана иметь лицензию на управление по каждому типу самолетов, эксплуатирующихся под ее "флагом".
После постановки бизнес-джета под "флаг" авиакомпании владелец формирует график своих полетов, и появляется возможность продажи свободных летных часов. Организацией коммерческих продаж занимается либо оператор, либо специализированная управляющая компания.
Организационные формы взаимоотношений между владельцем и оператором могут различаться от случая к случаю, но именно они определяют три главные привилегии владельца: возможность использовать собственный самолет в удобное время, возможность заменить оператора при возникновении разногласий между сторонами и получать прибыль от эффективной коммерческой эксплуатации самолета и прозрачную отчетность по затратам и техническому состоянию воздушного судна.
С целью сохранения главных привилегий владельца стоит привлечь независимых консультантов уже на этапе строительства самолета. Консалтинговая компания проведет сравнительный анализ авиационного и налогового законодательства, изучит договоры между владельцем и авиакомпанией и предложит варианты, максимально защищающие владельца.
Барьер для развития
Основными причинами медленного развития бизнес-авиации в Российской Федерации чаще всего называются несовершенное законодательство, которое не различает регулярные рейсы и чартерные перелеты бизнес-класса, разрешительная система полетов и заградительные таможенные пошлины, которые принуждают владельцев отказываться от регистрации в российском реестре, чтобы сэкономить в общей сложности до 41% от стоимости бизнес-джета. По мнению некоторых экспертов, даже полное обнуление пошлин и НДС на самолеты бизнес-класса вряд ли само по себе приведет к резкому росту летного парка, зарегистрированного в Российской Федерации,- необходимо решить законодательные проблемы и перейти на уведомительную систему полетов по образцу и подобию уже действующего законодательства и систем западных стран.
В настоящий момент правительством Российской Федерации вводятся некоторые изменения в ставки таможенных пошлин. Еще в 2007 году они были снижены следующим образом: на самолеты до 19 пассажирских кресел и с массой пустого снаряженного аппарата от 15 000 кг до 20 000 кг - 10%, свыше 300 мест - 0%, прочие остались на прежнем уровне в 20%. А в июле 2008 года правительство России издало постановление N563 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов гражданских самолетов", по которому отменены таможенные пошлины на гражданские самолеты с массой пустого снаряженного аппарата более 15 000 кг, но не более 20 000 кг и с количеством посадочных мест не более чем на 19 человек. В эти рамки не попадает львиная доля бизнес-джетов зарубежного производства. Срок действия постановления - девять месяцев. Несмотря на отмену некоторых пошлин, НДС по-прежнему подлежит уплате в полном объеме. Хотя в теории НДС должен возмещаться импортеру, на практике с этим есть проблемы.
Решить вопрос регистрации самолета нужно до его поставки. Для частного владения вполне достаточно регистрации в одной из офшорных юрисдикций, которые упрощают некоторые процедуры, позволяют эксплуатировать самолет авиакомпаниям, не зарегистрированным на их территории, и разрешают привлекать российских пилотов. Если владелец хочет снизить расходы на содержание бизнес-джета, необходима легальная коммерческая эксплуатация, и здесь следует присмотреться к одной из европейских юрисдикций. Важнейшим моментом является правильный выбор оператора, и в данном случае не стоит пренебрегать профессиональной помощью опытных консультантов. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля владельца вплоть до удержания его бизнес-джета недобросовестным оператором. Если же основными станут полеты по России, следует рассматривать и российскую регистрацию, которая сопряжена с большими расходами при растаможке, но в особых случаях может быть вполне приемлема....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсант - Business Guide». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут