О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На чем воевать российским летчикам?

В ходе пятидневной войны поддержка с воздуха могла бы быть лучше

Военные аналитики отмечают недостатки, проявившиеся во время проведения Российской армией операции по принуждению Грузии к миру. Прежде всего речь идет о прорехах в технической оснащенности частей и соединений.

Где они?

Давно считается аксиомой: в неядерной войне победа обеспечивается прежде всего за счет завоевания господства в воздухе. В скоротечных локальных конфликтах ставка делается на применение высокоточного оружия и решающая роль отводится авиации.

Где же была наша фронтовая авиация, которая всегда считалась одной из лучших в мире; многоцелевые истребители, демонстрирующие отменные летные качества на различных выставках вооружений; боевые вертолеты, способные эффективно действовать в любое время суток, о существовании которых отечественная пресса писала еще в 1990-е годы?

Оказывается, что в ходе операции ВВС России были задействованы лишь в ограниченной степени. И это не просчет командования. На то, увы, были веские основания.

Несмотря на то что ведущие оборонные предприятия РФ в настоящее время производят образцы авиационного высокоточного оружия, которые находят спрос за рубежом, строевые части российских ВВС в основном располагают обычными бомбами и неуправляемыми ракетами. В условиях пятидневной войны по известным причинам применение боевых самолетов и вертолетов без использования ими ВТО конечно же могло быть только ограниченным.

Кстати, об отношении к авиации в Вооруженных силах РФ. Еще в 2004 году на одном из высоких совещаний в военном ведомстве Владимир Путин отмечал тот поразительный факт, что по приоритетам Минобороны ВВС находятся лишь на восьмом месте.

Безусловно, это заявление главы государства должно было быть воспринято как указание к действию. И в течение последующих лет в войска стала поступать более совершенная авиационная техника: модернизированные истребители Су-27 и штурмовики типа Су-25. Однако беда в том, что процесс идет такими темпами, что для полного обновления всего парка боевых машин в частях потребуется добрый десяток лет.

Вдобавок обеспеченность наших сухопутных частей и подразделений ночной армейской авиацией можно назвать критической. Между тем ситуация на Кавказе, прогноз возможного негативного развития событий в других регионах близ границ РФ требуют в первую очередь оснащения войск достаточным количеством ночных разведывательных и ударных авиационных средств, а также БПЛА, без которых сегодня не обходится ни одна современная армия.

Еще хуже дела обстоят с подготовкой пилотов ВВС. Сегодня наши летчики могут "похвастаться" годовым налетом лишь в 40-50 часов. Это, конечно, в несколько раз больше, чем в конце 1990-х годов. Только нелишне вспомнить, что в советские времена для летчика-истребителя нормальным считался налет порядка 120 часов (у американцев эта величина доходила до 180 часов и более, современная норма НАТО также 180 часов).

В соответствии же с отечественными и зарубежными данными, считается, что при годовом налете менее 60-80 часов пилот не способен поддерживать уровень профессионализма, соответствующий требованиям учебно-боевой подготовки и безопасности полетов.

Ненужные изделия

В течение 2000-2007 годов для военной авиации было закуплено всего два новых самолета Су-34. Кроме того, было модернизировано 30-40 единиц типа Су-27 и Су-25, которые в конце 2007 года начали поступать в войска.

Способны ли такие темпы поставок самолетов кардинально изменить ситуацию? Вряд ли.

Может быть, наша промышленность не способна обеспечить ВВС России необходимой боевой техникой?

Только в 2007 году было экспортировано 49 самолетов типа Су-30МК - одного из лучших истребителей четвертого поколения.

А как обстоят сегодня в стране дела с производством авиационных управляемых средств поражения? В состоянии ли наши оборонные предприятия снабдить ими строевые части в необходимом количестве?

И здесь ситуация такая же, как и с поставкой современной АТ.

Предприятия российского ОПК в рамках военно-технического сотрудничества продают свою продукцию десяткам зарубежных стран. При этом наиболее востребованным на международном рынке ВВТ товаром являются хорошо зарекомендовавшие себя противорадиолокационные ракеты Х-25МП, Х-31П и Х-58Э; корректируемые и управляемые бомбы с различными системами наведения и др.

Поступают ли они в ВВС РФ? Да. Но...

Вот слова генерального директора одной из российских фирм, выпускающих высокоточное оружие: "Если годовые серийные закупки авиационных управляемых средств поражения тактического класса различных типов на период до 2015 года в сумме не дотягивают до трехзначного числа, то о какой готовности авиационных частей к применению этих средств можно вести речь?"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка