О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ист Лайн" просигналил о мире

Высший арбитражный суд поставил точку в деле группы "Ист Лайн", оспаривающей передачу аэровокзала "Домодедово" Федеральному агентству по управлению госимуществом

На прошлой неделе Высший арбитражный суд (ВАС) поставил точку в деле группы "Ист Лайн", оспаривающей передачу аэровокзала "Домодедово" Федеральному агентству по управлению госимуществом (Росимущество). Здание останется в собственности бизнесменов, потративших в общей сложности около $1 млрд на его реконструкцию, а по сути - постройку "с нуля".

Авиационные эксперты и юристы положительно оценивают решение ВАС, видя в нем хороший знак: собственность и инвестиции в России можно защитить в судебном порядке. А близкие к правительственным кругам источники, комментируя произошедшее, говорят, что решение суда могло бы быть другим, - дело не в законности вопроса, а в том, кто стоял за "Ист Лайном" и Росимуществом.

Напомним историю. Группа "Ист Лайн" (по неофициальным данным, подконтрольна предпринимателю Дмитрию Каменщику, председателю совета директоров - "Республика"), три года судилась с Росимуществом за аэровокзальный комплекс "Домодедово". Первый иск к "Ист Лайну", оспаривающий его право собственности, ведомство подало в 2005 году. Росимущество требовало признать недействительными сделки, совершенные в 1997 году. В 1997 году "Ист Лайн" и государственное предприятие "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации" (ГП ДПО ГА) создали ОАО "Домодедово"-2". Частные инвесторы оплатили акции деньгами, государственные - аэровокзалом. Впоследствии "Домодедово"-2" было преобразовано в ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово", а сам аэровокзал постоянно модернизировался и расширялся за счет группы "Ист Лайн". В августе 2005 года арбитражный суд Московской области отказался удовлетворить иск Росимущества об отмене сделки мены аэровокзала на акции, но в ноябре того же года Десятый апелляционный суд по иску Росимущства это решение отменил, признав отчуждение аэровокзала незаконным (но в возврате имущества в собственность РФ отказал). После этого последовала череда судебных разбирательств, которые завершились в Высшем арбитражном суде. 14 июня 2007 года ВАС отменил все судебные акты по спорной сделке и прекратил производство по делу.

Тем не менее, Росимущество дало ход своему иску об изъятии аэровокзала, лежавшему без движения в арбитражном суде Московской области, пока шел процесс по договору мены аэровокзала на акции. И в январе этого года суд истребовал спорное имущество у подконтрольной "Ист Лайну" компании "Асьенда Инвестмент Лимитед". В марте того же года группа "Ист Лайн" проиграла апелляцию по этому делу (а в июне - кассацию) и сразу же подала жалобу в Высший арбитражный суд, которая была удовлетворена 30 сентября.

Четвертая причина, на которую указал Дмитрий Каменщик - объекта, который хотят изъять, не существует, он был демонтирован при реконструкции. Удовлетворение иска о виндикации несуществующего имущества - неисполнимое решение.

В "Ист Лайне" изначально считали все требования Росимущества "ущербными" по нескольким причинам. В интервью журналу SmartMoney Дмитрий Каменщик пояснил: "Первая причина: срок давности по виндикационным искам - три года. Сделка прошла в 1997 году, а иск подан в 2005-м. Вторая: правовых оснований для виндикации нет, поскольку ВАС признал действительность сделки (мены аэровокзала на акции). Третья: чтобы изъять что-то, истец должен показать документы, подтверждающие, что он является владельцем, а кто-то незаконно использует его имущество. Таких документов у Росимущества нет". Четвертая причина, на которую указал Дмитрий Каменщик - объекта, который хотят изъять, не существует, он был демонтирован при реконструкции. Удовлетворение иска о виндикации несуществующего имущества - неисполнимое решение.

Именно первая причина "ущербности" и стала поводом для удовлетворения Высшим арбитражным судом жалобы "Ист Лайна". "Неужели эту формальность нельзя было заметить раньше? - удивляется глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - А вообще истребовать аэровокзал у группы "Ист Лайн" - это грабеж среди бела дня". Руководитель арбитражной практики юридической компании "Вегас-Лекс" Андрей Корельский сказал корреспонденту "Республики", что Росимущество использовало формальные зацепки для восстановления права собственности на аэровокзал, поэтому вся судебная тяжба ведомства с "Ист Лайном" наводит на размышления о неком "заказе на получение объекта". Господин Каменщик, в свою очередь, говорил, что "Ист Лайн" стала объектом рейдерской атаки, в которой Росимущество, по сути, является инструментом. Заказчиков он, правда, не назвал, сказав, что не знает их.

"Проблема в том, что до сих пор не существует однозначных правил игры для всех операторов аэропортов - больших и маленьких. До сих пор не работает концессионное законодательство".

Олег Пантелеев опасается, что Росимущество может придумать новые предметы для борьбы с группой "Ист Лайн", хотя точка и поставлена. Опыт показывает, что решение суда, положительное или отрицательное, значит не очень много с точки зрения прогнозирования ситуации. Впрочем, до спора за аэровокзал ведомство уже оспаривало аренду "Ист Лайном" аэродрома "Домодедово". По результатам судебного процесса стороны договорились об увеличении ставки аренды аэродрома. "Проблема в том, что до сих пор не существует однозначных правил игры для всех операторов аэропортов - больших и маленьких. До сих пор не работает концессионное законодательство", - отметил в интервью корреспонденту "Республики" Олег Пантелеев. Тем не менее, эксперт положительно оценивает решение ВАС в отношение аэровокзала "Домодедово". А юрист Андрей Корельский считает его хорошим сигналом для бизнеса. "Ведь если бы ВАС поддержал Росимущество, то оставалось бы только идти в страссбургский суд. Потому что ты берешь объект, вкладываешь в него усилия и деньги, авиакомпании в очередь выстраиваются, а потом у тебя его отбирают". Комментируя это замечание в неформальном разговоре с "Республикой", чиновник одной из госструктур, внимательно наблюдавших за процессом, заметил: "А кто бы дал принять не то решение? Сейчас это было совершенно невыгодно".

Справка "Республики"

За 10 лет, пока "Ист Лайн" управляет аэропортом, "Домодедово" стал ведущим аэропортом страны (его площадь выросла с 40 до 200 тысяч кв. м), обогнав государственное "Шереметьево" по количеству перевезенных пассажиров. За прошедшие полгода 2008 года его клиентами стали 9,7 млн человек (у "Шереметьево" - почти 7,2 млн). "Домодедово" переманил у "Шереметьево" несколько ключевых клиентов, а летом 2008 года - немецкую авиакомпанию Lufthansa, самого крупного иностранного перевозчика.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Республика-KZ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка