О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпаниям предложили помочь друг другу

Обещанные вице-премьером С.Ивановым 30 млрд руб. льготных кредитов никак не могут дойти до авиакомпаний. Чтобы получить кредиты на общих условиях, первый вице-премьер И.Шувалов порекомендовал авиакомпаниям объединяться

Обещанные вице-премьером Сергеем Ивановым 30 млрд руб. льготных кредитов никак не могут дойти до авиакомпаний. В среду проблема в очередной раз обсуждалась в правительстве, на этот раз на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, но из-за отказа Минфина давать гарантии по кредитам их выделение так и не началось. Чтобы получить кредиты на общих условиях, первый вице-премьер порекомендовал авиакомпаниям добровольно объединяться.

Официальных сообщений о совещании у Игоря Шувалова в среду не было, в пресс-службу Минтранса информация о нем не поступала. По словам участников совещания, на нем также были вице-премьер Сергей Иванов, представители Минтранса, Минфина, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), госбанков и нескольких авиакомпаний - "Аэрофлота", "Атлант-Союза", "Трансаэро" и "Волга-Днепра". Обсуждалась финансовая помощь перевозчикам. Как уже писал "Ъ", в конце октября правительство поручило Минфину и ЦБ определить схему предоставления госбанками льготных кредитов авиакомпаниям в объеме 30 млрд руб. на поддержание текущей деятельности. Это было зафиксировано в протоколе совещания у вице-премьера Сергея Иванова 25 октября. Но до настоящего времени льготные кредиты, которые предполагается выдавать под 13-15% годовых вместо рыночных 25%, не удалось получить ни одной авиакомпании. Банки рассматривают запросы перевозчиков на общих основаниях.

По словам одного из участников совещания, ситуация упирается в Минфин, который не предоставляет бюджетные гарантии банкам по кредитам авиакомпаниям. "Сейчас мы дадим 30 млрд, они (авиаперевозчики.- "Ъ") их потратят, а весной придут и скажут: дайте нам еще",- поясняет логику позиции Минфина собеседник "Ъ", добавляя, что многие авиакомпании практически не будут иметь шансов расплатиться по кредитам из-за ожидающегося спада перевозок. Кроме того, выделив деньги госбанкам для поддержки реального сектора экономики, правительство и ЦБ не указали четкую схему выдачи кредитов авиапредприятиям. "Банки не знают, как распорядиться полученными средствами в пользу тех или иных авиакомпаний, поскольку деньги пришли без детализации объектов кредитования",- отмечает собеседник "Ъ".

На совещании в среду эта схема так и не была определена. По мнению собеседника "Ъ", она должна быть уточнена постановлением правительства или распоряжением Минфина. По его словам, ФАС предлагала распределить эти деньги между всеми перевозчиками, подавшими заявки на госпомощь, но Минтранс считает, что надо поддержать только около 15 "системообразующих" перевозчиков, а остальных кредитовать на общих условиях. В этой ситуации неизбежен либо уход с рынка части компаний, либо их слияние с более крупными и надежными перевозчиками, в числе которых один из участников совещания назвал "Аэрофлот", "Трансаэро" и "ЮТэйр". "Игорь Шувалов четко сказал, что никаких насильственных объединений быть не должно, но если авиакомпании объединятся в пулы, им будет проще получить кредиты",- говорит еще один участник совещания.

Эксперты констатируют, что предложенное Игорем Шуваловым объединение пока единственный выход для авиакомпаний. "Государство продекларировало главную цель - не допустить социальных последствий кризиса в авиации. Но, похоже, до наступления взрыва реальных шагов по поддержке авиакомпаний не будет сделано",- полагает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его мнению, авиакомпании, которые окажутся ненужными крупным игрокам, как, например, "Аэрофлот" или "Авиалинии России", ждет повторение сценария распада AiRUnion. И, как показывает практика, крупным авиакомпаниям будет не легче справиться с кризисом, чем небольшим, добавляет гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка