О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ненужный авианосец

В судьбе "Адмирала Горшкова" наступил переломный момент. Российское руководство поставило перед Дели вопрос: собирается ли заказчик предоставить необходимую для завершения работ дополнительную сумму в размере 2 млрд долларов?

В судьбе "Адмирала Горшкова", по индийскому заказу проходящего модернизацию на "Севмаше", наступил переломный момент. Российское руководство поставило перед Дели вопрос: собирается ли заказчик предоставить необходимую для завершения работ дополнительную сумму в размере 2 млрд долларов? Если нет, авианосец планируется выкупить и передать в состав ВМФ РФ. Но нужен ли России такой корабль и способен ли флот обеспечить его нормальную эксплуатацию, пока неясно.

Авианесущий крейсер проекта 1143.4 был спущен на Николаевской верфи в 1986 году под именем "Баку" (с 1990 года - "Адмирал Горшков"), в декабре 1986-го он был переведен в Севастополь, где в январе - декабре 1987-го прошел ходовые и государственные испытания. 30 декабря 1987-го корабль был включен в состав Краснознаменного Северного флота. В 1991 году на "Адмирале Горшкове" произошла авария самолета (предположительно - опытного Як-141). 3 февраля 1992 крейсер был поставлен на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск), после чего в море уже не выходил.

Переговоры о продаже корабля Индии велись с 1994 года, соответствующие документы были подписаны в 2002-м. 5 марта 2004 года крейсер исключили из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировали, торжественно спустили Андреевский флаг… В настоящее время корабль находится в бассейне 55-го цеха "Северного машиностроительного предприятия" ("Севмаш").

Однако индийцам требовался совершенно иной корабль, чем тот "Горшков", который эксплуатировался в составе Советского/Российского ВМФ. Индийские военные хотели получить не авианесущий крейсер, а полноценный легкий авианосец. Впрочем, "легким" он все равно был бы лишь по сравнению с современными атомными "американцами" класса Chester U. Nimitz: полное водоизмещение неатомного "Горшкова" больше, чем у французского FS Charles De Gaulle.

В отличие от авианосцев авианесущие крейсеры несут "урезанную" палубную авиагруппу, предназначенную в основном для противовоздушной и противолодочной обороны эскадры, но обладают при этом полным комплексом крейсерского вооружения и крейсерской скоростью максимального хода. В СССР такие корабли строились вместо полноценных авианосцев. Кроме противолодочных вертолетов они несли на борту самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38М, в силу конструктивных особенностей (в частности - небольшого радиуса действия и крайне скудного набора бортовых средств поражения) способных решать очень ограниченный круг задач.

В СССР положение могло быть исправлено с принятием на вооружение сверхзвукового СВВП Як-141, не уступающего по основным характеристикам любым другим самолетам аналогичного класса (прототип примерно такого истребителя, но на новом уровне технологии, - F-35C - строится сейчас в США). Однако известные события, связанные с коллапсом СССР, поставили крест как на этой программе, так и на развитии класса авианесущих крейсеров в принципе.

Без авиагруппы корабль оставался не у дел, но, к счастью, индусам оказался нужен полноценный авианосец, вооруженный многоцелевыми истребителями, стартующими с катапульты.

Единственный авианесущий корабль индийского флота - авианосец INS Viraat 1959 года постройки (изначально - английский HMS Hermes, ветеран Фолклендской войны 1982 года) - был передан индусам в 1987 году. Корабль несет 12 истребителей СВВП Sea Harrier. Эти дозвуковые самолеты хоть и считаются истребителями - в Южной Атлантике они вполне успешно справлялись с аргентинскими "Миражами" и "Скайхоками", - все-таки больше приспособлены для борьбы с надводными кораблями и авиаподдержки морской пехоты. Да и ресурс корпуса "Вираата", заложенного еще в 1944 году, подходит к концу. Корабль будет списан в ближайшие годы, как списали в 1996-ом первый индийский авианосец Vikrant (ex-HMS Magestic, заложен в 1943, достроен в 1961).

Кстати, в своем нынешнем виде "Вираат" напоминает советские авианесущие крейсеры. Но стране, претендующей на роль региональной сверхдержавы и при этом сильно зависимой от морских коммуникаций, требуются средства для их защиты. Прежде всего - это авианесущие корабли, способные осуществлять ПВО морских путей и подводных лодок, включая атомные, способные бороться с надводными кораблями и подводными лодками противника.

Индийские военные достаточно трезво оценивают возможности своей промышленности: проект национальной атомной подводной лодки (АПЛ) находится в стадии разработки с 1961 года и конца этому процессу не видно.

То же можно сказать и о производстве боевых кораблей: ничего крупнее корвета индийские судоверфи пока не осилили. Есть еще ряд факторов, делающих национальные проекты малоперспективными. Например, при развитой сталелитейной индустрии Индия так и не освоила выпуск некоторых сортов спецсталей, в частности так называемой килевой стали, которая используется в производстве кильблоков кораблей, - ее приходится заказывать за рубежом. Кроме того, новомодные термины "попил" и "откат" стали неотъемлемыми синонимами - определениями местной экономики: крупный корабль местной постройки станет не то что "платиновым", но "бриллиантовым".

В этих условиях индусы согласились на российское предложение переделать "Горшкова" в полноценный авианосец. Корпус корабля был передан Индии бесплатно с условием модернизации на ФГУП "Севмашпредприятие". Общая сумма контракта составляла около 1,5 млрд долларов. Проект 1143 предусматривал постройку кораблей и в варианте, требуемом индусам, так что техническая документация у российской стороны была практически готова. Собственно, и деваться Дели было некуда: никакого "рынка" авианосцев, о котором в последнее время говорят руководители российского судостроения, в мире не существует - это исключительно штучный товар. Основные затраты на постройку того или иного корабля подобного класса, будь до "Шарль де Голль" или "Рональд Рейган", равно как и будущих английских кораблей этого класса определяются главным образом из соображений текущей конъюнктуры и внутренними ценами, сложившимися в конкретной стране.

Однако цена такой переделки оказалась изначально заниженной. Как сообщает источник на предприятии, один из тогдашних руководителей предприятия прямо заявил: "Нам бы получить нулевой аванс, а там разберемся!". Напомним, что речь идет о временах, когда зарплата на заводе выдавалась "внутренними деньгами", фактически - карточками, которые можно было отоварить в заводских ларьках.

То, что повышения цены на модернизацию избежать не удастся, стало ясно еще два года назад, однако российская сторона официально подняла этот вопрос лишь в конце 2007-го, когда была создана совместная российско-индийская комиссия для урегулирования ситуации.

Первоначально подписанное соглашение предусматривало выделение 970 млн долларов на восстановление и модернизацию "Адмирала Горшкова" и 530 миллионов на поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ. Согласно российской оценке, стоимость контракта должна была возрасти на 1,2 млрд долларов. Это объясняется не только недооценкой масштаба работ, но и увеличившейся в связи со стабилизацией ситуации в стране стоимостью рабочей силы, равно как и возросшими внутренними ценами на оборудование и материалы.

Иными словами, сложилась странная ситуация: индийский минфин, где сильны позиции местного промышленного лобби, как говорится, уперся и на требования военных не реагирует.

Так куда девать почти готовый корабль в случае, если заказчик откажется от него? Официальная позиция России такова: "Горшков" достанется российскому ВМФ. Однако такие заявления порождают множество вопросов. Как известно, воюет не техника - воюют структуры. Какое место займет авианосец в составе российского флота? У нашей страны нет длинных океанских коммуникаций и, соответственно, необходимости их защищать вдали от своих берегов. Базы флота, важные порты и прибрежные морские пути вполне адекватно могут быть прикрыты объектовой ПВО и авиацией берегового базирования.

Далее: сам по себе авианосец - "отличная мишень для ракет", как сказал в свое время Никита Хрущев президенту Эйзенхауэру. И ведь генсек был отчасти прав - без кораблей, обеспечивающих действия плавучего аэродрома, его ПВО, ПРО и ПЛО, авианосец (тем более специализированный), как говорят моряки, - "самотоп", "баржА гибельная", дорогая и бесполезная игрушка.

Следующий вопрос: где взять авиагруппу? Не факт, что, отказавшись от авианосца, Индия откажется и от палубных МиГов - самолет получился весьма удачный, способный летать с любой палубы, будь то старый американский Kitty Hawk, который американцы предлагали взамен нашему кораблю, или гипотетический АВ местной постройки. Даже если откажутся и от самолетов: как интегрировать борты, напичканные импортной авионикой, в систему обслуживания материально-технического обеспечения российских вооруженных сил? Как обеспечить плановый ремонт и обслуживание, где готовить специалистов, которые всем этим будут заниматься? Создать все эти комплексы заново означает создать с нуля новый самолет. Поэтому предложение заказать РСК МиГ дополнительную партию машин под отечественные требования - тоже малореальная задача.

Ситуацию усугубляет и отсутствие в России как класса палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), аналогичного американскому Е-2 Hawkeye, - работы по программам Ан-71 и Як-140 были свернуты в 1990-х. Самолет ДРЛО - это глаза и уши авианосца, без него его боевая ценность стремится к отрицательным значениям. Индия может купить такие комплексы в США, но сомнительно, что американцы продадут "Хокаи" России.

Исходя из изложенных соображений, "Горшков" для сегодняшнего российского флота - чемодан без ручки. При этом мы сознательно не коснулись вопросов базирования корабля. Обеспечение его соответствующей инфраструктурой, подготовленным личным составом и прочая… Единственный вопрос, который, как кажется, может быть решен в ближайшее время, - это вопрос тренировок летчиков палубной авиации: взамен оставшегося на Украине учебно-тренировочного комплекса "Нитка" (имитирующего палубу авианесущего корабля) в прошлом году было принято решение о строительстве его аналога в России, для чего выделены средства в размере 5 млрд рублей.

Очевидно, что российский ВМФ еще к одному авианосцу (кроме "Адмирала Кузнецова") просто не готов: ни материально, ни "морально". Более того, в этом свете озвученные адмиралами планы строительства шести таких кораблей кажутся утопичными: прежде должна быть проделана колоссальная подготовительная работа.

Построить один такой корабль промышленность пока в состоянии, но не более: дело даже не в отсутствии подготовленных кадров (например, квалифицированные сварщики из Николаева, приезжавшие работать на "Севмаш", сейчас предпочитают зарабатывать на верфях Южной Кореи и Германии), но и в отсутствии подходящих площадок для закладки корпусов.

Единственное, на что остается надеяться, - это визит Медведева в Индию, намеченный на декабрь: возможно, президенту удастся сдвинуть дело с мертвой точки, избавив российских флотоводцев от лишней головной боли. Иначе уже сейчас следует начинать переговоры о продаже корабля в КНР: без такого авианосца начинать какие-либо действия против Тайваня - чистая авантюра....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка