Источник: газета «Красная звезда»
Автор: Юрий Авдеев
Опубликовано: 02.12.2008, 08:10

ЦАГИ - колыбель авиационной науки


Центральному аэрогидродинамическому институту имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) исполнилось 90 лет. Регистрационный документ Государственного научного центра имеет номер 1.

Сплав теории и практики

У истоков института стоял профессор Н.Е. Жуковский, активно занимавшийся проведением теоретических работ в области авиации, обладавший практическим опытом создания аэродинамических труб в лабораториях ведущих университетов страны. Он проводил исследования, ставшие фундаментом для развития авиационной науки. По его инициативе создан ЦАГИ, который на заре прошлого века впервые в мировой практике объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов.

В середине 1930-х годов создание новых самолетов потребовало расширения экспериментальной базы института. Новый комплекс экспериментальных установок построили в пойме Москвы-реки неподалеку от железнодорожной платформы "Отдых". В 1939 году в строй вступил блок больших труб Т-101 и Т-104. Дальнейшее оснащение института привело к созданию уникальной экспериментальной базы, отвечающей всем передовым требованиям авиационно-космических разработок мирового уровня. На его базе можно в наземных условиях моделировать полет летательных аппаратов при скоростях от 10 м/сек. до значений, соответствующих М=25.

ЦАГИ стал, образно выражаясь, колыбелью ведущих научных заведений нашей страны. Из его стен вышли Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ), Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, ОКБ А.Н. Туполева, Сибирский научно-исследовательский авиационный институт им. С.А. Чаплыгина (СибНИА), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИ АС).

Именно в подмосковном Жуковском при творческом сотрудничестве с ОКБ и заводами появилась на свет большая часть отечественных концепций перспективных летательных аппаратов, новых аэродинамических компоновок самолетов и вертолетов, конструктивно-силовые схемы, критерии оценки устойчивости и управляемости летательных аппаратов, стандарты в области прочности, теория флаттера.

Благодаря исследованиям, выполненным в ЦАГИ в годы Великой Отечественной войны, стали возможны модернизация парка отечественной авиации и повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов. Именно за счет фундаментальных исследований наша страна была в числе лидеров по созданию и дальнейшему развитию реактивной авиации. ЦАГИ стал и своеобразной стартовой площадкой наших успехов в освоении космического пространства.

Институт и сегодня занимает передовые рубежи науки, здесь проводятся фундаментальные и прикладные теоретические и экспериментальные исследования в области авиационной, ракетной и космической техники.

На передовой науки

В настоящее время порой звучат заявления, что в эпоху компьютеризации время экспериментального моделирования уходит в прошлое. Специалисты такие дилетантские прогнозы слушают с улыбкой. Проводимые в стенах института практические работы и сегодня указывают, что матушка-природа намного сложнее, чем некоторые о ней думают. Только моделирование и практика позволяют проверить все расчеты и обнаружить вкравшиеся в них ошибки. В ходе таких исследований довольно часто дают о себе знать явления, требующие фундаментального изучения. Они не имеют математического описания. Познавая их, приходится идти непроторенной дорогой исследований и экспериментов. Именно здесь берут начало многие авиационные ноу-хау. Вот почему развитию экспериментальной базы у нас в стране и за рубежом уделяется особое внимание.

По заказу ОАО "Росвертол" для испытаний военных вертолетов Ми-24, Ми-26 и их модификаций создан прочностной комплекс для испытания агрегатов и узлов вертолетов на усталость, для каждого элемента конструкции - отдельный автоматизированный стенд. При помощи этих уникальных стендов проверены на виброусталость особо ответственные узлы и агрегаты вертолетов, отказ которых может привести к аварийной ситуации.

Специалисты ЦАГИ разработали уникальную методику усталостных испытаний лопастей рулевого винта вертолета, выполненных из полимерных композиционных материалов. Проведенные по разработанной методике усталостные испытания опытной лопасти из полимерных композитов подтвердили ее начальный ресурс, который необходим для летных испытаний.

В аэродинамической трубе непрерывного действия Т-101 установлен разработанный и изготовленный в ЦАГИ уникальный стенд для тестирования современных планирующих парашютов. На нем будут проводиться исследования аэродинамики и динамики парашютных систем, а также автоматических управляемых систем точной и мягкой посадки. Новый стенд существенно расширяет возможности российской наземной экспериментальной базы. Он позволяет испытывать натурные или крупномасштабные модели парашютов с площадью купола до 20 кв. метров при скоростях полета до 50 м/сек.

Продув, наддув, сертификация

Общий годовой бюджет ЦАГИ составляет 3 млрд. рублей. Ежегодно государственное финансирование увеличивается в полтора раза. Директор ЦАГИ Сергей Чернышев отметил, что финансирование идет ритмично и государство выполняет взятые на себя обязательства в полном объеме и своевременно.

Здесь надо отметить, что преобладание доли исследований по заказам иностранных заказчиков, составлявшей еще совсем недавно до трети всего объема деятельности ЦАГИ, сокращается. Работы по международным программам сократились до 7 процентов в связи с возрождением российского авиастроения и востребованностью потенциала института в рамках отечественных проектов. Наиболее активно ведутся различные виды испытаний, научные расчеты в рамках программы создания истребителя 5-го поколения и другой боевой техники, космических программ.

Как сообщил директор ЦАГИ Сергей Чернышев, основные фонды, по самым скромным оценкам составляющие 400 млрд. долларов, требуют ремонта и модернизации. На некоторых объектах экспериментальной базы это уже сделано. Комплекс такого объема работ был впервые выполнен в начале 1990-х годов.

В стенах института ведутся работы по полутора десяткам программ развития российской авиации. Одним из наиболее ярких примеров сотрудничества ЦАГИ с разработчиками отечественной авиатехники стала сертификация регионального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100).

В августе завершились статические испытания, обеспечивающие разрешение полетов. В Комсомольске-на-Амуре специалисты ЦАГИ и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" провели испытания конструкции самолета. В процессе исследований определены жесткостные характеристики основных агрегатов самолета - крыла, фюзеляжа, вертикального и горизонтального оперений. Испытания прошли в рамках обеспечения безопасности самолета от флаттера, реверса органов управления, дивергенции несущих поверхностей, в условиях полета в неспокойном воздухе, а также контроля оптимальной стапельной формы.

В городе Рыбинске сотрудники ЦАГИ и НПО "Сатурн" проводят частотные и жесткостные испытания двигателя SaM146 для самолета SSJ 100. Они проходят в рамках обеспечения безопасности самолета от флаттера - опасных колебаний, способных привести летательный аппарат к разрушению.

Информация о параметрах колебаний объекта в контрольных точках передается по 256 каналам. С помощью специальных датчиков данные поступают в систему сбора информации передвижной лаборатории института и обрабатываются в реальном режиме времени, что существенно сокращает сроки проведения испытаний.

Проводимые в ЦАГИ работы по "Программе статических сертификационных испытаний самолета SSJ 100" предусматривают проверку и подтверждение статической прочности конструкции самолета требованиям "Норм летной годности самолетов транспортной категории" (АП-25).

На днях завершено одно из наиболее сложных сертификационных испытаний лайнера - наддув фюзеляжа на избыточное давление. Фюзеляж самолета был накачан сжатым воздухом до расчетного давления, возникающего в полете на максимальной высоте. Как сообщил начальник отдела статических и тепловых испытаний ЦАГИ Александр Дзюба, получен хороший результат.

Дорога в будущее

По сравнению с доперестроечным периодом численность кадров института сократилась в пять раз и составляет около 5.000 человек. Как рассказал Сергей Чернышев, средняя зарплата работников ЦАГИ на сегодняшний день составляет 28.000 рублей.

Ежегодно в институт приходят около 50 молодых специалистов, их сразу привлекают к практической работе. Они сразу включаются в работу института. Установленные критерии успешности каждого молодого сотрудника позволят уйти от обезлички. Через определенное время сотрудник, занимающийся фундаментальными исследованиями, имеет в своем багаже статьи, выступления на научных семинарах, конференциях. Инженер, работающий на аэродинамических трубах, оценивается по умению не только работать самостоятельно, но и руководить группой при выполнении работ. Все это позволяет акцентировать внимание руководства на личном вкладе каждого и по достоинству оценить его участие в выполняемых программах.

Кроме того, действует гибкая система денежных надбавок, поощряющая продуктивную деятельность сотрудников. Начальная ставка выпускника вуза составляет 14.000-15.000 рублей в зависимости от успеваемости в учебном заведении. За знание иностранного языка доплата 5.000 рублей. Умение работать в компьютерных сетях с различным программным обеспечением - еще 5.000 к зарплате. Участие в конкретном исследовании по выполняемому заказу - дополнительная выплата. Выполняемая работа не номинальная, а практическая. Прошли те времена, когда можно было получать зарплату и, как говорится, ходить из угла в угол, ожидая конца рабочего дня.

В настоящее время ЦАГИ выплачивает своим сотрудникам денежную компенсацию за поднаем жилья по средним рыночным ценам. В Жуковском снять однокомнатную квартиру можно за 15.000-17.000 рублей.

Следующий шаг - обеспечение жильем. В ближайшее время в ЦАГИ стартует жилищная программа и будут названы фамилии первых ее участников. Программа делится на две части - получение квартир молодыми специалистами и ветеранами института.

По оценке руководства при стаже работы в институте 6-7 лет кандидат сможет купить однокомнатную квартиру. Участникам программы будет выделен беспроцентный кредит. Его можно погасить 10-летней работой в научном учреждении либо вернуть денежными выплатами. В дальнейшем каждого прибывающего молодого специалиста, активно участвующего в работе института, станут включать в накопительную программу. Через несколько лет он сможет приобрести жилье. Все это, по мнению Сергея Чернышева, вместе с прекрасной социальной базой позволяет освободить сотрудников от многих житейских проблем и сосредоточить все свои усилия на решении исследовательских и научных работ.

 

Дайджест прессы за 2 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 2 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Т-101, Государственный Научно-Исследовательский Институт Авиационных Систем, Научно-производственное объединение "Сатурн", Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, SSJ-100, Самолетостроение, АС, Ми-26 (в процессе тестирования)