Источник: газета «Коммерсантъ - Самара»
Автор: Ольга Варламова
Опубликовано: 03.12.2008, 12:53

От винта

Руководство "Моторостроителя" и СНТК попросило правительство РФ выделить им бюджетные средства


Самарские ОАО "Моторостроитель" и СНТК им. Кузнецова, находящиеся в предбанкротном состоянии, могут получить господдержку в размере 8 млрд рублей. Оборонпром и руководство заводов обратились с таким предложением в правительство РФ. Решение о выделении средств при условии возвращения долга может быть принято в ближайшие дни. Эксперты говорят, что главное для предприятий - стабильно получать заказы, чтобы наращивать выручку для обслуживания долга.

Как стало известно "Ъ", в первой декаде декабря в правительстве РФ будет рассматриваться вопрос о выделении бюджетных средств самолетостроительным и двигателестроительным предприятиям, среди которых будут самарские "Моторостроитель" и СНТК им. Кузнецова. По информации "Ъ", в аппарат правительства России руководством минпромторга направлены предложения по выводу самарских заводов из предбанкротного состояния, инициированные Оборонпромом и новым топ-менеджментом самарских предприятий во главе с Николаем Никитиным, возглавившим "Моторостроитель" и СНТК 1 ноября 2008 года. Господин Никитин подтвердил "Ъ" существование такого документа. Речь идет о комплексной программе государственной поддержки заводов в размере более 8 млрд рублей. Если средства будут выделены, то они пойдут на погашение задолженности предприятий и восстановление их работоспособности. Как рассказал собеседник "Ъ", знакомый с подробностями проекта, возврат средств, которые могут быть выделены государством, будет идти с 2011 по 2015 годы. В среднем срок окупаемости может составить чуть более 6 лет.

"Моторостроитель" и ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" согласно указу президента РФ войдут в двигателестроительный холдинг Оборонпрома, который сейчас находится в процессе формирования. У государства 38% обыкновенных, 50% голосующих акций "Моторостроителя", у Оборонпрома - 13%, структуры ГК "Каскол" контролируют 41%. После окончания формирования двигателестроительного холдинга Оборонпрома госпакет "Моторостроителя" перейдет в управление Оборонпрома. По данным общества, в 2007 году выручка - 3,1 млрд руб., чистый убыток - 33,856 млн руб. 60% СНТК контролирует Росимущество, 20,26% - ОПК "Оборонпром". По итогам 2007 года выручка СНТК составила 421,9 млн рублей, чистая прибыль - 849 тыс. рублей (данные "СПАРК-Интерфакс").

Как отмечает источник в руководстве самарских заводов, если решение не будет принято, предприятия можно будет банкротить. "Несмотря на проведенную Оборонпромом в начале 2008 года реструктуризацию долгов СНТК и начало реализации программы финансового оздоровления "Моторостроителя", финансовый кризис практически свел на нет эти мероприятия, - говорит источник. - Текущее состояние самарских предприятий (ОАО "Моторостроитель" и ОАО "СНТК имени Кузнецова") можно характеризовать отсутствием платежеспособности и предбанкротным состоянием". Сейчас их суммарная задолженность по кредитам коммерческих банков составляет более 5,5 млрд рублей, просрочка в выплате заработной платы - более 100 млн рублей. В отношении обоих предприятий открыто сводное исполнительное производство за неуплату налогов (суммарно более 2 млрд рублей, учитывая пени), наложен арест на имущество и расчетные счета.

В инвестпрограмме двух заводов, как рассказал исполнительный директор СНТК и первый заместитель генерального директора "Моторостроителя" Николай Никитин, кроме помощи государства другим этапом их вывода из кризиса является формирование и фиксация жестких программ заказов этих предприятий сроком не менее трех лет, начиная с 2009 года. Имеется в виду госзаказ по производству двигателей для космических программ Роскосмоса, а также техническое сопровождение и ремонты всего семейства двигателей НК для самолетов стратегической авиации. "Выделение средств и формирование долгосрочных госзаказов приведут к немедленному восстановлению платежеспособности предприятий, владеющих ключевыми компетенциями, и началу их эффективного развития", - говорит господин Никитин. Все эти меры, по его словам, позволят производить промышленное оборудование для газовой отрасли (газоперекачивающие агрегаты, газотурбинные установки, газотурбинные электростанции для "Газпрома"), энергетики и сферы ЖКХ в объеме не менее 50% от всей продуктовой линейки заводов. "Предполагается, что прибыли от этих видов деятельности позволят предприятиям вернуть долг государству и привлечь заказчиков, в частности "Газпром", - рассказал источник на самарских заводах.

Эксперты разошлись в оценках перспектив развития самарских заводов. "Реализация проекта позволит оживить данные предприятия, однако, на наш взгляд, ее исполнение должно было начаться до кризиса, как минимум в прошлом году, - отмечает аналитик ИК "Солид" Евгения Талалаева. - Новый долг, даже под небольшие проценты, нужно будет обслуживать, и в этой ситуации очень важно будет гарантированно и равномерно генерировать стабильную выручку. Выделенные средства, с учетом долговой нагрузки, позволят решить проблемы на текущий момент, но для решения в среднесрочной перспективе потребуется их индексация на величину инфляции - минимум на 14%".

Аналитик "Тройки Диалог" Геннадий Суханов считает, что если госсредства будут выделены в полном объеме, который просит Оборонпром, то их должно хватить на решение финансовых проблем заводов. "Предприятия небольшие, как, скажем, пермские, которые также войдут в холдинг Оборонпрома, и после погашения долгов останутся деньги на модернизацию, главное, чтобы у предприятий были заказы", - говорит он. По словам аналитика, проблема краткосрочных заказов - системная для всей экономики и решаться она должна комплексно.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 3 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 3 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Санкт-Петербургская авиаремонтная компания, КУЗНЕЦОВ, ОБЪЕДИНЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОБОРОНПРОМ", Никитин Николай, Самолетостроение, Группа Компаний "Каскол" (в процессе тестирования)