О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Индия приплатит России за авианосец

Дели согласился доплатить Москве 2,2 млрд. долл. для завершения модернизации тяжелого авианесущего крейсера "Викрамадитья"

Тактика получения крупных зарубежных контрактов любой ценой с последующим требованием ее повысить в очередной раз увенчалась крупным успехом для российской стороны. Дели согласился доплатить Москве 2,2 млрд. долл. для завершения модернизации тяжелого авианесущего крейсера "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков"), при том, что первоначально сумма контракта составляла около 700 млн долл., а позже она была увеличена до 1,5 млрд. долл. Случай с модернизацией "Викрамадитья" - не единственный пример успешного применения этой тактики. Впрочем, были и очевидные провалы. Эксперты полагают, что наряду с сиюминутной выгодой она наносит ущерб деловой репутации российских подрядчиков и имиджу страны в целом, и рекомендуют от нее отказаться.

"Комитет по безопасности окончательно принял решение в пользу покупки "Адмирала Горшкова", поскольку это - наилучший выбор для Нью-Дели, учитывая тот факт, что индийские ВМС более чем на 65% оснащены фрегатами, эсминцами и подводными лодками российской постройки", - заявила вчера влиятельная газета Indian Express со ссылкой на правительственные источники. По ее данным, пересмотренное соглашение о покупке авианосца водоизмещением 44,5 тыс. тонн будет подписано в течение ближайших трех месяцев, а завершение всех работ намечено на 2012 год. "Российская сторона настаивала на увеличении суммы на 2,2 млрд. долл.", - напомнило в связи с этим издание. Таким образом, в эпопее со "Всемогущим" - так с хинди переводится новое название корабля - России и главному подрядчику - предприятию "Севмаш" удалось в несколько раз повысить стоимость первоначального контракта.

Напомним, что "Адмирал Горшков" был продан Дели в январе 2004 года. Ожидалось, что через 4,5 года, после модернизации, затраты на которую оценивались в 700 млн долл., он войдет в состав индийских ВМС. Однако первоначальная сумма неоднократно подвергалась корректировке: российская сторона, ссылаясь на возникновение целого ряда технологических трудностей и удорожания материалов и стоимости работ, требовала поднять ее сначала до 1,5 млрд. долл., а в ноябре этого года - до 2 млрд. долл. Индийская сторона несколько лет проявляла неуступчивость, периодически прекращая финансирование, однако в итоге сдалась. К тому же готовность корабля оценивается сегодня примерно на 50%, а неделей ранее прозвучали угрожающие заявления о том, что Россия может оставить "Адмирала Горшкова" себе. Как отмечало руководство "Севмаша", новый авианосец такого класса будет стоить 3-4 млрд. долл., а стоимость модернизации "Горшкова" составляет "всего" 60-70% от этой суммы, так что деваться индийцам было некуда. Тем более, что первые транши по контракту Дели уже выделил.

Индия, пожалуй, больше других стран пострадала от требований российских подрядчиков резко повысить цены уже заключенных контрактов. Можно привести пример печально известной подлодки "Нерпа", изначально заложенной для российского ВМФ, но так и не достроенной. Разморозить "Нерпу" позволил контракт с Индией, которая согласилась взять подлодку в лизинг. Под новым названием Chakra она должна была быть передана Дели еще в августе прошлого года. Однако российская сторона не успела выполнить все работы, и сроки сдачи лодки были сдвинуты более чем на год. К тому же Россия потребовала увеличения стоимости контракта на 20% - с 650 млн долл. до 785 млн долл. Индия тогда согласилась лишь на отсрочку. Теперь, после недавней аварии на испытаниях, "Нерпа", видимо, останется в России. Продукцию с такой репутацией и по таким ценам отправить зарубежному заказчику не так просто.

Испытать на себе особенности российского ведения контрактов смог и Иран, который еще в 1995 году договорился с Россией о завершении строительства АЭС "Бушер". Первоначально сумма всех работ оценивалась в 1 млрд. долл., и договоренности не предусматривали формулу роста цены. Однако по соглашению, подписанному в сентябре 2006 года российским "Атомстройэкспортом" (АСЭ) и иранской Организацией по атомной энергии, Иран соглашался в течение года платить АСЭ по 25 млн долл. в месяц - вплоть до сдачи объекта в сентябре 2007 года. Как объясняли тогда подрядчики, "возник ряд моментов, которые потребовали доплат на общую сумму в 200 млн долл.". При этом каждая задержка финансирования с иранской стороны вызывала отсрочку исполнения работ с российской. Последний срок завершения всех работ в Бушере - вторая половина будущего года, опять же при условии, что все платежи будут проходить вовремя.

Испытанная на индийцах и иранцах схема давала сбои, когда дело касалось западных или китайских партнеров. В частности, в феврале этого года норвежская компания Odfjell - ведущая на мировом рынке перевозок химикатов и жидких нефтепродуктов - расторгла контракт с тем же "Севмашем" на постройку 12 танкеров "в связи с серьезными задержками в строительстве, сочетавшимися с требованиями повышения цены, проблемами в сотрудничестве и затянувшимися переговорами". Контракт, подписанный в 2004 году, оценивался в 500 млн долл., но затем российская сторона потребовала увеличить его до 544 млн долл. с формулировкой из-за "навязанного заказчиком положения о фиксировании цены 2004 года на весь период строительства судов". Тот факт, что норвежский заказ был выигран на тендере в соперничестве с иностранными конкурентами и решающим условием при выборе заказчика стала низкая цена, отечественных судостроителей не волновал. Цены на танкеры с того времени выросли, что позволяло им безболезненно в финансовом плане срывать контракт и продавать построенные суда другим компаниям.

В свою очередь, китайцы в ходе многолетней борьбы продавили в октябре предварительное соглашение о строительстве ответвления нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) на Дацин, несмотря на то, что российская сторона требовала согласия Китая на привязанную к мировой плавающую цену поставляемой нефти, тогда как Пекин настаивал на ее фиксации на определенном уровне. А на прошлой неделе "Транснефть" и "Роснефть" подписали договоренности "по принципиальным вопросам" с китайской CNPC о предоставлении им кредитов в счет долгосрочных поставок нефти. За 25 млрд. долл., 10 млрд. из которых получит "Транснефть", а 15 млрд. - "Роснефть", в течение 20 лет - с 2010 по 2030 годы - Китай планирует получать 15 млн тонн ежегодно. И хотя формула цены и ставка по кредитам все еще находятся в стадии обсуждения, шансов на то, что китайцев удастся продавить, очень немного.

По мнению экспертов, тактика выкручивания рук, применяемая российскими компаниями, в нынешних условиях абсолютно неперспективна. "К тому же срабатывает она лишь в тех случаях, когда партнерам просто некуда деваться, - отмечает гендиректор компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. - Может быть, в 90-х и начале 2000-х годов она и была продиктована суровой реальностью - не было опыта, не могли просчитать возможные затраты, желание ухватить контракт для продолжения производства и т.д., но сейчас это невозможно. И партнеры не дадут, и наши все-таки за это время многому научились, чтобы не наступать на одни и те же грабли". Что же касается оборонки, где эта схема применяется наиболее часто, то, как считает управляющий партнер компании "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский, вред от нее перевешивает все выгоды. "Российский ОПК постепенно теряет свои традиционные рынки, и ситуации, подобные истории с "Адмиралом Горшковым", этому только способствуют, - уверен эксперт. - То, что Дели в результате не отказался от покупки авианосца, можно объяснить тем, что корабль уже присутствует в военной доктрине Индии, к тому же часть контракта уже проплачена. Однако развития дальнейшего сотрудничества с Индией с таким отношением ждать сложно"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка