Источник: газета «Время новостей»
Автор: Михаил Кукушкин
Опубликовано: 04.12.2008, 09:04

Продать или купить "Аэрофлот"

Частный акционер предложил государству миллиард


Председатель совета директоров Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев предложил государству одобрить дополнительную эмиссию акций "Аэрофлота" в пользу НРК. Если эта оферта будет принята, доля государства в капитале крупнейшего авиаперевозчика России станет меньше контрольной. А в случае, если идея не встретит понимания у чиновников, распоряжающихся госимуществом, г-н Лебедев просит, чтобы государство выкупило долю НРК в "Аэрофлоте" по цене выше текущих рыночных котировок.

Как сообщил вчера Интерфакс, днем раньше г-н Лебедев направил первому заместителю председателя правительства России Игорю Шувалову письмо о готовности НРК внести в уставный капитал "Аэрофлота" 1-1,5 млрд долл. активами. Этими активами НРК хочет оплатить дополнительную эмиссию акций авиакомпании. Г-н Лебедев не указывает, сколько именно ценных бумаг "Аэрофлота" он считает возможным приобрести за такую сумму. Он только просит первого вице-премьера "согласиться на уменьшение госпакета в ОАО "Аэрофлот" ниже нынешнего уровня", составляющего сейчас 51,17%.

Г-н Лебедев сказал Интерфаксу, что взносом НРК в "Аэрофлот" могли бы стать активы принадлежащих НРК авиакомпаний Red Wings и Blue Wings, в частности самолеты. Парк российской компании Red Wings состоит из шести лайнеров Ту-204-100, и еще четыре заказанных ею самолетов этого типа должны быть поставлены в ближайшие годы.

Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков сказал вчера "Времени новостей", что ему не известно, чтобы НРК направляла свое предложение акционерам компании официальным порядком. "Однако если такое предложение поступит, оно будет рассмотрено", - заверил он.

Относительно перспектив включения самолетов Red Wings в парк "Аэрофлота" замгендиректора выразил сомнение: "Аэрофлот" проводит политику унификации своего парка. В категории среднемагистральных самолетов мы уже сделали выбор в пользу семейства А320. Поэтому использование нами Ту-204 вряд ли будет целесообразным. Однако и такое предложение, если оно поступит, будет проанализировано советом директоров".

А320 есть у немецкой авиакомпании Blue Wings, в которой НРК контролирует 48% капитала. Более того, в 2006 году НРК заказала для этой компании 20 абсолютно новых лайнеров А320 и А321. Правда, поставка этих самолетов, первоначально намеченная на 2008-2011 годы, еще не началась.

НРК уже числится крупнейшим после государства акционером "Аэрофлота". Корпорация контролирует "около 30%" акций авиаперевозчика (более точно размер ее доли никогда не был назван). Если государство не одобрит предложение об увеличении этой доли, тогда г-н Лебедев просит выкупить нынешний пакет НРК. Причем выкупить его не по текущей рыночной цене, а по средней за последние шесть месяцев. Надо отметить, что ценные бумаги "Аэрофлота" не избежали общей судьбы фондовых активов. На фоне мирового финансового кризиса их котировки имеют устойчивую тенденцию к снижению. Только за неделю, с 26 ноября по 3 декабря, акция "Аэрофлота" на ММВБ подешевела с 49,5 до 46,68 руб. Ее средняя шестимесячная цена там же, на ММВБ, составляет 68,96 руб., то есть примерно на 50% выше текущих котировок.

Исходя из официально опубликованного размера уставного фонда "Аэрофлота" (1 110 616 299 акций номиналом 1 руб.), примерных сведений о доле НРК (около 30%) и биржевых котировок, можно оценить пакет, предлагаемый г-ном Лебедевым к выкупу приблизительно в 15,5 млрд руб. (550 млн долл.) по текущим ценам. Или еще на 50% дороже, если ориентироваться на среднюю шестимесячную цену.

Г-н Лебедев не скрыл от г-на Шувалова, куда именно НРК планирует направить эти средства. "В свою очередь в случае согласия частных владельцев "Сибири" мы готовы выкупить у государства 26% ОАО "Сибирь", - говорится в письме председателя совета директоров НРК. Кстати, сейчас правительство рассматривает альтернативное предложение "Аэрофлота", который также претендует на тот же самый госпакет акций авиакомпании "Сибирь" (его размер, если быть точным, равняется 25,5%).

Г-н Лебедев также сообщил, что полученные в результате выкупа ресурсы принадлежащий НРК Национальный резервный банк направит на кредитование здоровой части авиатранспортной отрасли. "...И необходимость дополнительно "пробивать" в нее 30 млрд руб., вероятно, отпадет", - пишет г-н Лебедев первому вице-премьеру, имея в виду размер гарантированного государством кредита, который пообещал отечественным авиакомпаниям вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительства 27 октября.

Однако адресат письма как раз не видит необходимости отказываться от государственных вливаний в отрасль. Вчера на совещании по экономическим вопросам Игорь Шувалов доложил президенту России Дмитрию Медведеву, что госбанки выделяют крупным авиаперевозчикам кредиты на 30 млрд руб. Эти деньги достанутся трем компаниям: "Аэрофлоту", "Трансаэро" и создающемуся холдингу "Росавиа". "Финансовая помощь оказывается в первую очередь крупным авиационным компаниям, а в отношении других проводятся меры по уменьшению их долгового бремени", - цитирует первого вице-премьера Интерфакс.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 4 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Федеральное агентство воздушного транспорта, Шувалов Игорь, Иванов Сергей, Ту-204-100, Лебедев Александр, Ред Вингс (в процессе тестирования)