Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Оксана Новоженина, Илья Могутов
Опубликовано: 04.12.2008, 17:24

Лебедев торгуется за контроль


Александр Лебедев предлагает государству уступить ему либо контрольный пакет "Аэрофлота", либо блокирующий в S7 ("Сибирь"). Один из вариантов может укрепить "Аэрофлот" как конкурента создаваемой "Росиавиа".

Национальная резервная корпорация (НРК), владеющая около 30% акций "Аэрофлота", предлагает внести в уставный капитал национального перевозчика $1-1,5 млрд в обмен на снижение доли государства, распоряжающегося контрольным пакетом. Как сообщает "Интерфакс", соответствующее предложение накануне было направлено председателем совета директоров НРК Александром Лебедевым первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову. "НРК готова к оплате допэмиссии нашими накопленными инвестициями.

Если после оценки мы внесем в компанию $1-1,5 млрд активов, то для успешной конкуренции с госкомпаниями просим согласиться на уменьшение госпакета в ОАО "Аэрофлот" ниже нынешнего уровня в 51%", - цитирует письмо агентство. В частности, НРК готово внести в уставный капитал "Аэрофлота", авиакомпании Red Wings и Blue Wings.

Лебедев объясняет свое предложение необходимостью рекапитализации "Аэрофлота" на фоне мирового кризиса, а также тем, что компания может лишиться роялти за пролет иностранных самолетов над территорией России. До сих пор эти деньги получал именно "Аэрофлот", но глава корпорации Ростехнологии Сергей Чемезов предложил передавать эти деньги в госбюджет, с ним склонны согласиться и чиновники Минтранса и ФАС. Это лишит авиакомпанию около $300 млн.

Если сделка, предлагаемая Лебедевым пройдет, пакет государства в "Аэрофлоте" будет размыт до 28%, а пакет НРК вырастет до контрольного, говорит аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Михаил Сайно. Но не факт, что государство согласится на сделку. С одной стороны, деньги перевозчику очень нужны, говорит Константин Юминов из Rye, Man & Gor Securities: "У авиакомпании большой чистый долг, лизинговые платежи, а также траты на "Шереметьево-3". С другой стороны, финансовое положение "Аэрофлота" на общем фоне нельзя назвать плохим, отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Михаил Сайно: "рынок упал более чем в пять раз, а Аэрофлот снизился лишь в два раза".

Впрочем, возможность отказа государства от потери контроля над "Аэрофлотом" Лебедев предусмотрел.

В качестве альтернативы НРК предлагает государству свой пакет "Аэрофлота" и готов в этом случае переключить свое внимание на сотрудничество с другим крупным российским перевозчиком - S7 ("Сибирь").

"Если предлагаемая схема не будет поддержана, просим выкупить у НРК пакет ОАО "Аэрофлот" по 6-месячной средней цене рынка. В свою очередь, в случае согласия новых частных владельцев "Сибири", мы готовы выкупить у государства 26% ОАО "Сибирь" и объединиться с ними", - говорится в письме Шувалову.

В случае реализации предложенных Национальной резервной корпорацией схем, к 2009 году отрасль пассажирских авиаперевозок может сократиться до 4-5 основных авиакомпаний (из них 2 - целиком государственные, 2-3 частные) и несколько укрупненных региональных. Это даст возможность правительству "более не отвлекаться на пожарные меры в сфере авиаперевозок, сосредоточившись на повышении эффективности институтов регулирования (воздушное движение, модернизация аэропортов, демонополизация топливозаправочного комплекса, аэронавигация и т.д.)", считают в НРК.

"Росавиа"

Решение о создании нового авиаальянса, который должен заменить испытывающий финансовые трудности AiRUnion, было принято 27 августа 2008 года. Первоначально новая компания получила название "Авиалинии России", однако затем его было решено изменить на "Росавиа".

Создателями авиаальянса выступили госкорпорация "Ростехнологии", правительство Москвы и администрация Красноярского края. В "Росавиа" войдут группа авиакомпаний AiRUnion (она включала в себя KrasAir, "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Сибавиатранс" и "Омсквавиа"), а также "Атлант-Союза", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургских авиалиний", "Саратовских авиалиний" и "Владивосток-авиа".

Правительству Москвы в новой компании принадлежит 49%, а "Ростехнологиям" - 51%. Мэр столицы Юрий Лужков ранее заявлял, что "компания будет большая, серьезная, с мощным потенциалом, и составит конкуренцию "Аэрофлоту".


Но вариант выкупа государством пакета "Аэрофлота" у НРК эксперты всерьез не воспринимают. Делать покупки в период кризиса неблагоразумно, тем более, если госдоля будет доведена до 80%, внимания "Аэрофлоту" придется уделять значительно больше. А внимание государства сейчас больше приковано к создаваемой авиакомпании "Росавиа", которую называют будущим конкурентом "Аэрофлота".

Кстати, внесение пакетов Red Wings и Blue Wings связано с этой конкуренцией, - до сих пор "Аэрофлот" не участвовал в сегменте малобюджетных перевозок, в то время как глава авиакомпании "Россия" Виталий Ванцев принесет в "Росавиа" 39% акций перевозчика Sky Express. Таким образом, будет соблюдена конкуренция между гигантами перевозок и в low-cost сегменте.

К тому же эксперты затрудняются объяснить, зачем Лебедеву участие в "Сибири" в случае потери акций "Аэрофлота". По мнению аналитика, "26% - это слишком мало: всего один человек в совете директоров. Непонятно, что это даст".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 4 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Кавминводыавиа, Сибирская авиатранспортная компания, Федеральное агентство воздушного транспорта, Научно-исследовательский институт аэронавигации, Авиакомпания "Россия", Устинов Алексей, Авиакомпания "Сибирь", Ванцев Виталий, Лебедев Александр, Чемезов Сергей, Ред Вингс, Ростехнологии, Владивосток Авиа (Vladivostok Air), Владивосток Авиа (в процессе тестирования)