Автор: Константин Лобков
Опубликовано: 05.12.2008, 13:20
 

От чапаевцев до гвардейцев


Успехами в боевой учебе встречает свой 90-летний юбилей гвардейский истребительный авиационный полк, дислоцирующийся на территории Приморского края.

В честь этого события здесь уже начались праздничные мероприятия. 4 декабря открылся заметно обновленный музей Боевой славы части, 5-го в гарнизонном Доме офицеров состоится торжественное собрание с участием не только личного состава полка, но и его ветеранов. 6 декабря для участников юбилейного торжества будут организованы показ авиационной техники и полеты спортивных самолетов РОСТО на аэродроме, а вечером Дворец культуры города Артема примет авиаторов и приглашенных гостей на офицерский бал.

- У нашего полка действительно славная боевая история, которая берет свое начало с эскадрильи, воевавшей в составе 25-й Чапаевской дивизии, - рассказал "Красной звезде" командир полка гвардии полковник Анатолий Золотухин. - О ней в праздничный день напомнят и наши ветераны. 22 бывших офицера части приедут из Москвы, пятеро - из Хабаровска, около двадцати - местные, приморские. Скажу так: и по сей день в нашем большом воинском коллективе служат люди, преданные своей профессии. Мы летаем, полк живет, и это - главное. Радует, что в уходящем году полетов удалось совершить почти в два раза больше, чем в прошлом. Благодаря этому мы поставили на крыло всех лейтенантов - выпускников летных училищ 2007 года. Многие в полку повысили уровень мастерства. Пятеро стали летчиками 3-го класса, двое - 2-го, а начальник воздушно-огневой и тактической подготовки полка гвардии майор Станислав Косоуров и командир авиационной эскадрильи гвардии подполковник Андрей Нестеров получили первоклассную категорию.

То, что истребители стали чаще летать, еще с весны заметили и местные жители, нередко наблюдая за серебристыми самолетами, которые прочерчивают небо над Владивостоком и окрестными городами и селами. А летчики, которые в минувшие годы устали от бесконечного сидения на земле, словно получили новый импульс к активной боевой деятельности. Особенно порадовало офицеров недавнее пополнение полка модернизированными самолетами и возобновление ночных полетов, когда от каждого требуется особое мастерство.

На боевой деятельности полка отразилось прежде всего заметное улучшение обеспечения его авиационным топливом. Сейчас каждую неделю в небо поднимаются три-четыре смены истребителей. Это позволяет в полном объеме готовить тех же молодых авиаторов. Для сравнения: если в 2006 г. к полетам после длительного застоя приступили всего два молодых летчика, то в прошлом - уже пять младших офицеров. А в году нынешнем интенсивной летной практикой охватили всех недавних выпускников училищ. Среди перспективной молодежи, которая успешно перенимает опыт профессионалов, - штурман-программист полка гвардии капитан Валентин Меркушев, старшие летчики гвардии старшие лейтенанты Дмитрий Яшин и Александр Харин, командир звена гвардии капитан Сергей Кухарев.

- В летной части все должны хорошо уметь летать, - убежден заместитель командира полка по воспитательной работе, летчик 1-го класса гвардии подполковник Геннадий Лейбкинд. - А сейчас у нас появилась реальная возможность постоянно оттачивать навыки пилотажа. И основательно учить молодых летчиков. Считаю, мало окончить училище и изучить матчасть, быть бесстрашным и любить небо. Надо научиться понимать истребитель - и тогда пилот становится одним целым с ним.

Полк получил первые восемь Су-27СМ, или, как называют их авиаторы, самолеты поколения "4 +", в прошлом году. Ныне он перевооружен уже на 70 процентов. Прежде летали на "сушке" другого варианта. По словам офицеров, успевших изучить новую машину досконально, модернизация позволила значительно расширить ее возможности и по вооружению, и по маневренности, и по практическому потолку полетов, и по скорости. Но самые сильные изменения претерпела радиоэлектроника. Резко увеличился поток информации, которая подается летчику более совершенными приборами. Если раньше, например, он мог держать в поле своего внимания шесть-семь запасных аэродромов, то теперь - около ста.

- Прежде во время полетов мы выполняли роль чистых истребителей-перехватчиков, сейчас при необходимости самолет может быть и бомбардировщиком, и штурмовиком, - рассказывает командир эскадрильи гвардии подполковник Андрей Нестеров. - Техника очень сложная. Но зато позволяет летать в любых метеоусловиях и несет на борту самое современное вооружение.

Естественно, переучиваться на специальных курсах в Липецком центре подготовки летного состава пришлось всем - от командира полка до рядового пилота. Инженеры и техники получали навыки обслуживания Су-27СМ непосредственно на заводе по производству таких машин и в другом полку, который уже эксплуатирует подобную технику.

- Подготовить самолет и летчика - это сложнейший процесс, - говорит гвардии полковник Золотухин. - Чтобы выпускник летного училища стал профессионалом, требуется еще минимум пять лет интенсивных полетов по 120 - 150 часов в год. Тогда он будет чувствовать себя в небе спокойно и свободно. Сокращения боевых частей в 90-х годах прошлого столетия, когда досрочно уходили на "гражданку" высокопрофессиональные летчики, а также недопоставки топлива, запасных частей, отсутствие исправной авиационной техники привели к серьезным пробелам в подготовке таких специалистов. Вот ныне мы и наверстываем упущенное.

Не только сам командир полка умеет виртуозно выполнять фигуры высшего пилотажа, но и передает опыт молодым пилотам. Среди опытнейших наставников, которые занимаются организацией летной подготовки, повышением летно-методического уровня летчиков-инструкторов, - и заместители командира полка гвардии подполковники Руслан Ткаченко, Юрий Абросимов, старший штурман части гвардии подполковник Дмитрий Казаринов. Прилагают все усилия, чтобы в кратчайшие сроки обслужить технику перед вылетами, заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе гвардии подполковник Галиб Акпер-оглы Гусейнов, начальник группы регламента и ремонта авиадвигателей гвардии майор Александр Сосновский, старший техник расчета авиационной эскадрильи гвардии капитан Владимир Семенов, инженер гвардии майор Сергей Борисов и другие военнослужащие. Так что у полка есть будущее.

 

Дайджест прессы за 5 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 5 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-124-100 Руслан, Капитан, Импульс (в процессе тестирования)