О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Скорпионы" охотятся за британским оружием

Ведущий британский экспортер оружия BAE вынужден сотрудничать с полицией, расследующей дело о крупном контракте, подписанном в 1999 году с ЮАР

Ведущий британский экспортер оружия BAE вынужден сотрудничать с полицией, расследующей дело о крупном контракте, подписанном в 1999 году с ЮАР. Стоимость сделки составила около 1,6 млрд. фунтов стерлингов. При этом, как подозревают следователи, не обошлось без коррупции. Скандал, в котором оказались замешаны люди из окружения экс-премьер министра Великобритании Маргарет Тэтчер, мог бы улучшить позиции "Рособоронэкспорта", конкурирующего с ВАЕ на рынке третьего мира, считают эксперты "НГ".

В конце минувшей недели в прессу попали документы, проливающие свет на сделку девятилетней давности, заключенную британским оружейным гигантом BAE и правительством ЮАР. Речь шла о продаже южноафриканцам самолетов Hawk и Gripen общей стоимостью 1,6 млрд. фунтов.

Еще в 1999 году критики высказывали мнение, что африканской стране, сталкивающейся с колоссальными социальными проблемами - высокой безработицей и разгулом СПИДа, - такие закупки не по карману, особенно если учесть, что она могла бы приобрести менее дорогую военную технику, например, в Италии. Современный российский конкурент Hawk - Як-130 - тогда еще не был готов. Согласно данным следствия, инициированного британским Управлением по расследованию крупных махинаций (SFO) и южноафриканским особым отделом полиции "Скорпионы", британцы заплатили более 100 млн. фунтов, чтобы склонить южноафриканских партнеров к сделке. Об этом сообщили английская Guardian и южноафриканская газета Mail & Guardian, которые ознакомились с материалами дела. Среди них были письменные показания английского и южноафриканского следователей, финансовая документация и корреспонденция.

Полицейские заинтересовались крупной суммой комиссионных - 115 млн. фунтов, выплаченных британской компанией BAE агентам, работавшим над заключением контракта. Оружейники якобы не смогли предоставить доказательств, что деньги пошли на оплату законных и реально предоставленных услуг. Следствие уже располагает данными о том, каким образом британскому гиганту якобы удалось тайно перевести свыше 100 млн. фунтов и как деньги попали на счета чиновников, включая Фану Хлонгване, специального советника тогдашнего министра обороны ЮАР Джо Модисе. Стали известны и подробности того, как Модисе и Чиппи Шаик - чиновник, отвечавший при этом министре обороны за вопросы закупок вооружений, способствовали победе в тендере британской BAE. Эта информация оказалась в распоряжении SFO, в частности, благодаря показаниям, которые дал под присягой бывший директор по маркетингу BAE Ален Макдоналд.

В скандале оказалось замешано имя "железной леди" Маргарет Тэтчер - свидетелем по делу о южноафриканской сделке может пойти бывший советник семьи Тэтчер по финансовым вопросам Хью Терстон. У следствия также есть вопросы к магнату Джону Арнольду Бреденкампу, который, по словам Макдоналда, и рекомендовал британцам заняться "финансовым поощрением" южноафриканских партнеров. Бреденкамп уже занесен в США в черный список бизнесменов, счета которых должны быть заморожены из-за их связи с президентом Зимбабве Робертом Мугабе.

Комментируя ситуацию в интервью "НГ", Руслан Пухов, директор "Центра анализа стратегий и технологий", заявил: "Сделка с ЮАР относится к 1990-м. В эти первые годы после окончания холодной войны многие правительства стремились получить так называемые "дивиденды мира", то есть сократить расходы на вооружение, пустив сэкономленные средства на удовлетворение социальных нужд. Тем временем производители вооружений, за исключением США, были вынуждены переориентироваться с внутреннего рынка на внешний для поддержания мощностей и сохранения прибыли. Как можно было убедить Южную Африку, что ей необходимы сверхзвуковые самолеты Hawk в период, когда на нее не собирались нападать ни Ангола, ни Свазиленд, ни уж тем более Зимбабве?"

Эксперт отметил, что существовала различная практика для стимулирования покупателя. Так, допускался офсет, при котором компания-поставщик обязуется инвестировать в экономику страны-импортера часть полученных за сделку средств. А некоторые не брезговали и "откатами".

Коррупционные скандалы на оружейном рынке вспыхивают периодически - это отчасти связано с тем, что оружие не является свободно обращаемым товаром, и цена одной системы вооружений для конкретной страны может отличаться при продаже другой. Скандалы могут быть вызваны происками конкурентов либо служить приемами внутриполитической борьбы, как это имело место, например, в Индии. Из-за боязни быть обвиненными в коррупции политики фактически парализовали тендеры по закупкам вооружений в этой стране. В подобных случаях правительство может решить обойтись без конкурса и приобрести технику у производителя, с которым уже работало прежде. Результатом такого подхода можно считать последний контракт на поставку 80 российских вертолетов Ми-17 в Индию, подписанный в ходе визита президента Дмитрия Медведева, отметил собеседник "НГ".

По мнению Руслана Пухова, российские оружейники могли бы извлечь определенную выгоду и из скандала вокруг BAE, которая продолжает конкурировать с "Рособоронэкспортом" за рынок третьего мира. Однако в основном ВАЕ ориентируется на США и сотрудничество со странами Евросоюза. Основными конкурентами России остаются Франция и Китай, резюмировал эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка