Источник: газета «Коммерсантъ - Казань»
Автор: Юлия Гараева, Любовь Шебалова
Опубликовано: 09.12.2008, 08:42

"Татнефтьавиасервис" возьмут в оборот

Компания может быть оштрафована на 15% выручки


Татарстанское управление антимонопольной службы обвинило ЗАО "Татнефтьавиасервис" в том, что компания, закупая керосин через посредническую компанию "Бекар", установила монопольно высокие цены на топливо для авиаперевозчиков. В компании утверждают, что в связи с недостатком оборотных средств она была вынуждена работать с посредником, который в отличие от заводов-производителей не требует 100%-ной предоплаты поставок топлива. Эксперты выступают на стороне заправщика, отмечая наличие "внушительных" долгов авиакомпаний перед "Татнефтьавиасервисом".

Как писал "Ъ" 6 декабря, УФАС по Татарстану признало "Татнефтьавиасервис" нарушившим ч. 1 ст. 10 закона "О защите конкуренции". Заместитель руководителя ведомства Олег Булгаков сообщил, что "компания, занимая доминирующее положение на рынке авиатоплива в республике, в 2007 и 2008 годах установила и поддерживала монопольно высокие цены на керосин" и создала "дискриминационные условия" для ОАО "Красноярские авиалинии", отказавшись заправить самолет авиакомпании по причине существующей задолженности.

ЗАО "Татнефтьавиасервис" - монополист на рынке реализации авиакеросина в Татарстане с долей 95,18%. Его акционерами являются ЗАО "Палица" (Москва) - 99,94%, ОАО "Татнефть" - 0,03% и ЗАО "Международный аэропорт "Казань" - 0,03%. Выручка в 2007 году составила 863,73 млн руб. Чистая прибыль - 29,2 млн руб.

Напомним, что премьер-министр России Владимир Путин еще в июле потребовал от ФАС "проснуться" и пригрозил ее руководству "кадровыми перестановками", если оно не устранит проблему монополизма на рынке авиатоплива. Премьер потребовал разрушить монополию топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах и поручил правительству "проработать вопрос" о лишении ТЗК функции по продаже топлива, сохранив за ними только оказание услуг по его хранению и контролю качества. В тот же день на коллегии Минтранса РФ в качестве одной из мер по снижению цен прозвучало предложение "устранить посредников".

Основные претензии УФАС были вызваны тем, что "Татнефтьавиасервис", имея возможность напрямую закупать керосин у заводов-производителей, работал через посредника - компанию "Бекар". По словам начальника отдела антимонопольного контроля УФАС по РТ Ивана Щербакова, через посредника производилось более 60% закупок керосина. Между тем, по оценкам Олега Булгакова, работа через посредника приводит "к удорожанию стоимости топлива на 10-25%".

Директор "Татнефтьавиасервиса" Ринат Cунгатуллин пояснил, что предприятие работало с посредником "не от хорошей жизни, а из-за отсутствия оборотных средств": "В 2008 году компания закупала керосин напрямую у "Газпромнефти", однако были созданы жесткие условия, по которым невозможно работать". "Нас не устраивала 100%-ная предоплата, то, что товар нужно ждать двадцать один день, заморозив средства, и то, что наша ответственность наступала уже на станции отправления", - перечислил он. "Бекар", по его словам, предложил "очень щадящие условия" - "не требовал 100%-ной предоплаты и предоставлял рассрочку в расчетах". "Их ("Бекара". - "Ъ") поставки идут с небольшими наценками, зато они постоянно нас кредитуют, - говорит он. - Случалось, что они нас кредитовали на сумму до 300 млн рублей. И ни разу не выставили проценты". "Мы проводили собственный анализ - наши цены не выше, чем в других городах", - сказал "Ъ" господин Сунгатуллин, добавив, что за период с сентября по декабрь этого года они снижались шесть раз и с 31,03 тыс. руб. упали до 25,49 тыс. руб. за одну тонну.

Антимонопольное ведомство посчитало доводы "Татнефтьавиасервиса" недостаточными. В то же время Олег Булгаков пообещал, что "доброе намерение" компании в части снижения стоимости керосина учтут "как смягчающее обстоятельство" при дальнейшем рассмотрении дела уже в административном порядке. По десятой статье компании грозит "оборотный штраф" в размере от одного до 15% с суммы выручки за период, в течение которого происходило выявленное нарушение.

Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев полагает, что, возможно, претензии УФАС "беспочвенны": "Посредник часто предлагает достаточно привлекательные условия по поставке. Понятно, что если керосин поставляется со 100%-ной предоплатой, он дешевле. Но далеко не все заправочные комплексы могут работать по такой схеме, особенно если у них имеется кассовый разрыв, - поясняет господин Пантелеев. - Как известно, авиакомпания "Татарстан" сумела накопить достаточно внушительный долг перед "Татнефтьавиасервисом" (его сумма составляет более 70 млн руб., еще 2,6 млн руб. должны авиакомпании, входящие в структуру AiRUnion. - "Ъ"). Из-за несвоевременной оплаты у заправщика, возможно, не было средств на предоплату. В данном случае компания выбирает для себя - либо закупать керосин у завода на кредитные средства, либо предпочесть посредника, который согласен на рассрочку". В то же время господин Пантелеев считает, что нельзя допускать, чтобы в аэропорту работал только один топливно-заправочный комплекс - "должна быть реальная конкуренция, только это будет работать против накруток".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 9 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международный аэропорт "Казань", Авиакомпания "Татарстан", Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Татнефтьавиасервис, Пантелеев Олег, Татарстан (в процессе тестирования)