Коммерсантъ - Пермь
9 декабря 2008, 08:43
Пассажиропоток пошел на снижение
Рынок пассажирских авиаперевозок в Перми столкнулся с кризисными явлениями. В ноябре пассажиропоток из Большого Савино снизился сразу на 16%, число самолетовылетов - на 28%
Вчера ФГУП "Пермские авиалинии" (ПАЛ, управляет аэропортом Большое Савино) подвело итоги работы за 11 месяцев 2008 года. За январь-ноябрь пассажиропоток в Большом Савино составил более 640 тыс. человек, что на 31% больше аналогичного периода 2007 года. Однако в ноябре 2008 года впервые за последние два года зафиксировано серьезное снижение пассажиропотока - на 15,7% к ноябрю 2007 года. Также в минувшем ноябре сократилось на 28% число самолетовылетов из Большого Савино. Источник в ПАЛ считает, что данные ухудшились по двум причинам: у основных перевозчиков, работающих в Большом Савино, не хватает воздушных судов для работы в Перми, а количество клиентов авиакомпаний уменьшилось.
Сокращения полетов сильнее всего сказались на самом востребованном направлении Пермь - Москва. В течение осени оптимизацией рейсов до Москвы занимались почти все авиакомпании, работающие в Перми. "Аэрофлот - российские авиалинии" - с трех до двух рейсов в день, "Аэрофлот-Норд" полностью отказался от столичного направления. S7 Airlines, по словам пресс-секретаря авиакомпании Ирины Колесниковой, летом делала три ежедневных рейса до Москвы, и один - шесть раз в неделю (кроме воскресенья). В конце ноября, по ее данным, авиакомпания перешла на четыре регулярных рейса: из них два ежедневных рейса, один шестидневный рейс (кроме воскресенья) и один четырехдневный рейс (кроме вторника, четверга и субботы). "Таким образом, количество рейсов не сократилось, изменилась частота полетов", - пояснила госпожа Колесникова. В S7 и "Аэрофлоте" изменения связывают с введением зимнего расписания. Sky Express стала единственной авиакомпанией (один рейс до Москвы в день), не корректировавшей в Перми свою политику.
Таким образом, сегодня в Большом Савино действует пять ежедневных рейсов до Москвы. Между тем в прошлом году губернатор Олег Чиркунов поставил перед краевым правительством и ПАЛ задачу - обеспечить не менее десяти ежедневных рейсов. По замыслу главы региона этот показатель должен был повысить привлекательность для потенциальных инвесторов региона и говорить о его развитости. В 2007 году краевым властям удалось добиться выполнения поручения господина Чиркунова. Источник в краевом правительстве вчера заявил "Ъ", что задача губернатора с повестки дня не снималась и губернские власти по-прежнему настаивают на десяти ежедневных рейсах до Москвы.
В авиакомпаниях считают, что в условиях кризиса сделать это нереально. "Это не авиакомпании устроили кризис, - говорит представитель "Аэрофлота" в Перми Борис Шрейдер. - Упала загрузка бортов, сократились и рейсы. В убыток никто летать не будет". По его данным, если летом загрузка бортов "Аэрофлота" была в районе 80%, то сейчас менее 50%. Он также утверждает, что авиакомпания не испытывает недостатка в судах: "Будет пассажиропоток, мигом все завертится". Ирина Колесников сообщила, что в октябре загрузка судов S7 Airlines по сравнению с летними месяцами снизилась на 6%.
"Очевидно, что помимо сезонного падения спроса на авиаперевозки в осенне-зимний период, сокращение происходит и из-за экономической ситуации в стране в целом, - говорит руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Это вынуждает авиакомпании адекватно реагировать на изменения - сокращать частоту полетов или подбирать самолеты с оптимальной вместимостью".
Впрочем, в краевом правительстве не располагают данными о серьезном снижении пассажиропотока и намерены разобраться с авиакомпаниями, сокращающими свои полеты из Перми. По данным собеседника "Ъ" в правительстве, загрузка бортов на Москву - в среднем 60%. Губернские чиновники считают, что сокращение рейсов связано с возможными долгами авиакомпаний перед поставщиками топлива. В ПАЛ это "Ъ" вчера не подтвердили.
В "Пермских авиалиниях" ожидают, что пассажиропоток будет падать в течение 2009 года. Олег Пантелеев из агентства "АвиаПорт" отмечает, что каждый необслуженный рейс и необслуженный пассажир - это прежде всего потеря выручки для ПАЛ. "Сборы за услуги, оказываемые авиакомпаниям, - подвоз трапов, стоянка, дозаправка, составляют весьма значительную часть прибыли, которую получает аэропорт", - пояснил аналитик. Согласно данным СПАРК, выручка ПАЛ в 2007 году - 687 млн руб., чистая прибыль - 50 млн руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят