Источник: журнал «Airports International»
Автор: Сергей Медведев
Опубликовано: 09.12.2008, 11:10

Что мешает альтернативным ТЗК в России?


1-2 декабря в Москве на международной конференции "Авиатопливо: вопросы цены и качества" эксперты обсуждали вопросы топливообеспечения, ставшие в последнее время в авиации самыми актуальными.

В мероприятии приняли участие представители Росавиации, Федеральной таможенной службы, бизнеса в лице московских и региональных ТЗК, производителей и трейдеров нефтепродуктов, Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса, НП "Саморегулируемая организация авиационного бизнеса". На конференции особое внимание собравшихся вызвало выступление представителя группы компаний "Аэрофьюэлз" Алексея Поплетеева.

Алексей Поплетеев является руководителем группы компаний "Аэрофьюэлз" Приволжского и Уральского регионов. Кроме г-на Поплетеева на форуме присутствовали генеральный директор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов, генеральный директор "Шелл и Аэрофьюэлз" Пол Клюитт и управляющий директор "Шелл и Аэрофьюэлз" Константин Чичагов.

В своем докладе Алексей Поплетеев рассказал собравшимся о проблемах современного состояния и перспективах авиатопливообеспечения в российских аэропортах и возможных путях совершенствования топливозаправочных комплексов. В частности, он отметил, что инфраструктура большинства ТЗК нуждается в серьезной модернизации и, соответственно, инвестициях. Однако, в течение 17 лет с момента распада СССР в сфере авиатопливообеспечения средств из федерального бюджета практически не выделялось. В Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" предусматривается выделение федеральных средств только на строительство перрона с централизованной заправкой топлива в аэропорту Новосибирска, а модернизация и реконструкция объектов ТЗК предусмотрена только в 12 аэропортах и за счет региональных бюджетов и частных инвесторов. Учитывая возможности регионов, очевидно, что эти задачи полностью ложатся на плечи частных инвесторов. Он также подчеркнул, что за последнее десятилетие новые склады ГСМ были построены только в 5 российских аэропортах - Волгоград, Иркутск, Петропавловск-Камчатский, Улан-Удэ и в Уфе. Причем последние четыре были построены именно группой компаний "Аэрофьюэлз". Всего на сегодняшний день из 10 аэропортов с демонополизированным рынком авиатоплива в 8 работают альтернативные ТЗК "Аэрофьюэлз".

Алексей Поплетеев подробно рассказал об опыте компании по строительству и эксплуатации альтернативных ТЗК и их положительном влиянии на развитие инфраструктуры аэропорта, поскольку конкуренция становится мощным стимулом для владельцев ТЗК по инвестированию значительных средств в модернизацию комплексов и повышению качества услуг заправки.

Среди причин, препятствующих строительству и эксплуатации в российских аэропортах альтернативных ТЗК, Алексей Поплетеев назвал препятствия со стороны конкурентов, коррупцию, а также несовершенство российской законодательной базы. В частности, от имени группы компаний "Аэрофьюэлз" он внес предложения по доработке федеральных законов и авиационных правил, прописывающих принципы работы в аэропорту нескольких конкурирующих компаний, осуществляющих авиатопливообеспечение. Соответствующие положения должны быть внесены и в разрабатываемые ФАС РФ Правила недискриминационного доступа к услугам аэропортов. И конечно, требуется ускорить разработку и внедрение федеральных авиационных правил, определяющих принципы и условия авиатопливообеспечения полетов в гражданской авиации. В противном случае, заключил Алексей Поплетеев, ТЗ-22 так и останется российским топливозаправщиком 21 века!

Тема альтернативных ТЗК получила продолжение на круглом столе, посвященного путям совершенствования системы авиатопливообеспечения. Владимир Спиридонов выступил в качестве одного из лидеров этого круглого стола. Во время живой дискуссии по вопросам ценообразования авиакеросина он привел ряд примеров и из мировой и уже имеющейся российской практики, доказывающих состоятельность и большое влияние на сдерживание цен на авиатопливо наличия конкуренции в аэропорту, обеспеченной работой несколькими топливозаправочными компаниями. В качестве примера зарубежной практики он привел Парижский аэропорт, в котором функционируют порядка 8 топливозаправочных компаний. Все они имеют разную долю рынка от 30 до 2-3 процентов. При этом их эффективность обеспечивается предложением авиакомпаниям различных условий работы, предусматривающих отличные друг от друга формы скидок и системы кредитования.

В России в десяти крупных аэропортах данная схема также доказала свою эффективность за последние 6-7 лет. Во-первых, уровень цен на авиатопливо в этих аэропортах на 10-15, а в ряде случаев и на 20% ниже, чем в аналогичных аэропортах с монопольными ТЗК. Во-вторых, последний год показал, что в период роста цен на керосин в альтернативных ТЗК стоимость топлива росла более медленными темпами. Сейчас же, в период общего снижения стоимости авиатоплива, цена керосина в конкурирующих ТЗК опускается быстрее и на более значительную величину.

Группа компаний "Аэрофьюэлз" владеет сетью из 14 топливозаправочных комплексов в аэропортах России, организует и оказывает услуги по топливообеспечению воздушных судов в 20 аэропортах федерального значения - от Пскова до Петропавловска-Камчатского. За границей группа компаний "Аэрофьюэлз" занимается организацией услуг авиатопливообеспечения в более чем 900 аэропортах мира.

Общий объем заправленного авиатоплива клиентам группы компаний "Аэрофьюэлз" составил в 2007 году более 500 тыс. тонн. В число клиентов входят более 110 российских и более 20 ведущих иностранных авиакомпаний.

Начиная с 1999 года ГК "Аэрофьюэлз" активно занимается реконструкцией и строительством новых ТЗК, отвечающих современным требованиям российских и международных организаций гражданской авиации. Группа компаний "Аэрофьюэлз" - единственная компания, инвестировавшая в строительство ТЗК в России более 2 млрд. руб.

В группу компаний входит совместное с Shell Aviation предприятие - "Шелл и Аэрофьюэлз".

Согласно рейтингу журнала Forbs группа компаний "Аэрофьюэлз" входит в число 200 крупнейших частных компаний России. Также является участником рейтинга "Эксперт-400".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 9 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Airports International». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Спиридонов Владимир, Выставки и конференции (в процессе тестирования)