Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Петр Мироненко
Опубликовано: 10.12.2008, 11:19

Авиаперевозки уходят в штопор

В мире в 2009 году они снизятся на 3%, а в России - на 10-30%


Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует на 2009 год убытки авиакомпаний на уровне $2,5 млрд и спад объема пассажирских авиаперевозок на 3%. В России авиаперевозки могут упасть еще сильнее: российский Минтранс прогнозирует снижение на 10%, а эксперты - на 20-30%.

IATA вчера опубликовала прогноз финансового состояния авиационной отрасли на 2009 год. Прогноз оказался более оптимистичным, чем предыдущий, опубликованный три месяца назад. По мнению экспертов IATA, чистый убыток мировых авиаперевозчиков в 2008 году составит $5,1 млрд (в сентябре ассоциация оценивала убытки по итогам года в $5,9 млрд), а в 2009 году - $2,5 млрд против $4,1 млрд по предыдущему прогнозу. Глава IATA Джованни Бисиньяни пояснил, что коррекция финансового прогноза произошла за счет снижения цен на нефть и, соответственно, авиакеросин. При цене нефти выше $100 американские авиакомпании должны были получить $4 млрд убытка, а при сегодняшнем прогнозе в $50 за баррель они закончат 2009 год "в нуле", говорится в отчете IATA. Тем не менее финансовое положение авиакомпаний сейчас господин Бисиньяни назвал худшим за последние 50 лет.

Вместе с тем прогноз производственных показателей по отрасли IATA снизила. Если еще в сентябре ассоциация надеялась, что объем мировых авиаперевозок, несмотря на кризис, в 2009 году вырастет на 2,9%, сейчас она уже признает неизбежность спада. Снижение объемов авиаперевозок в среднем на 2% началось уже в сентябре-октябре, говорится в отчете IATA. По итогам 2008 года сохранится небольшой рост (0,8%), обеспеченный высоким спросом в первом полугодии, но в следующем году, по мнению экспертов ассоциации, объем пассажирских перевозок упадет на 3%, а грузовых - на 5%. Единственным регионом, в котором сохранится рост, будет Ближний Восток.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин, который вчера объявил собственный прогноз темпов роста авиаперевозок в России, был еще более пессимистичен, чем IATA: по мнению министра, в России в 2009 году объем авиаперевозок может снизиться на 10%. Господин Левитин отметил, что, наряду с железнодорожными, авиаперевозки оказались наиболее подверженным негативному эффекту кризиса видом транспорта.

Впрочем, эксперты считают, что прогноз Игоря Левитина может быть даже чрезмерно оптимистичным. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак поясняет более резкий спад авиаперевозок в России по сравнению с остальным миром рядом факторов. Прежде всего, российские авиакомпании до сих пор вынуждены тратить слишком много денег на обновление парка: пошлины на ввоз западных самолетов до сих пор не отменены, а меры по субсидированию лизинговых платежей не выполняются, говорит господин Рыбак. Во-вторых, западные авиаперевозчики все же имеют доступ к относительно дешевым кредитным ресурсам, а российские занимают не дешевле, чем под 25%, говорит господин Рыбак. Да и авиационный керосин на Западе дешевеет быстрее, чем в России, добавляет он. Эксперт считает, что в лучшем случае спад в 2009 году составит 20%, в худшем - 30%. Гендиректор компании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов говорит о 30-процентном спаде. Оптимистичен только гендиректор ГТК "Россия" Сергей Михальченко: по его мнению, падение цен на нефть и перевооружение парка экономичными западными самолетами позволит авиакомпаниям снизить тарифы до такой степени, чтобы спрос на авиаперевозки как минимум сохранился на уровне 2008 года, а возможно, и вырос бы на 5-10%.

 

Дайджест прессы за 10 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 10 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международная ассоциация воздушного транспорта, Авиакомпания "Россия", Левитин Игорь, Рыбак Борис, Мартиросов Андрей, ЮТэйр-Карго, ЮТэйр (UTair), International Air Transport Association (IATA) (в процессе тестирования)