Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Оксана Новоженина
Опубликовано: 10.12.2008, 16:31

Авиакомпании сэкономят на убытках


Авиаперевозчикам финансовый кризис пойдет на пользу - они сэкономят благодаря снижению цен на нефть. Однако выживут только сильнейшие авиакомпании, которые уже начали скупать более мелких перевозчиков.

Убытки авиакомпаний по всему миру составят в 2009 году $2,5 млрд. По данным Associated Press, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) изменила свой прогноз под влиянием снижающихся цен на нефть. Предыдущий анализ ситуации с учетом глобального финансового кризиса и падения спроса на перевозки предполагал убытки в $4,1 млрд.

Эксперты делают оптимистичные прогнозы, основываясь на предположениях, что средняя цена нефти составит $60 за баррель. Однако делать сейчас такие прогнозы трудно. "Мы ожидаем среднюю цену в следующем году на уровне $70 за баррель", - говорит аналитик "Уралсиба" Михаил Занозин. Квартальные колебания он предсказать не берется, однако не исключает, что в начале года может произойти небольшая коррекция нефтяных цен вниз, которая сменится отскоком.

Поэтому будущее авиакомпаний пока выглядит не очень простым. Несмотря на относительно позитивные ожидания, в IATA признают, что "хронический отраслевой кризис продолжится в следующем году". "Мы переживаем самую плохую динамику за последние 50 лет", - подчеркивает генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни.

На конец текущего года ожидания еще более печальные. По прогнозу IATA, совокупные убытки пассажирских авиаперевозок в 2008 году составят $5 млрд.

Ранее ассоциация ожидала до $6,1 млрд убытков до конца года. Основную долю потерь в 2008 году составят убытки американских авиакомпаний - $3,9 млрд. Европейские перевозчики недосчитаются около $100 млн, по полмиллиарда потеряют азиатские и другие компании. В этом году общемировой пассажиропоток вырос на 2%, но в следующем году IATA ожидает его падения на 3%. В России спад составит около 10%, предполагают в Минтрансе.

При этом американская индустрия пассажирских авиаперевозок, несмотря на высокие потери 2008 года, в грядущем году будет в наиболее выигрышном положении. Благодаря сознательному сокращению перевозок на 10% и другим антикризисным мерам, США в меньшей степени попали в зависимость от высоких топливных цен и малой загруженности воздушных судов.

В результате следующий год обещает американским авиаперевозчикам прибыль в $300 млн.

Правда, отмечается в отчете IATA, "прибыль в $300 млн составляет меньше 1% общего дохода этих компаний, так что год будет трудным для всех".

Причиной резкого увеличения потерь авиакомпаний стал резкий рост цен на авиатопливо, вызванный повышением нефтяных цен до $147,5 в середине года. Сначала пострадали американские компании, первыми попавшие под удар еще и финансового кризиса. Позже проблемы начались во всей мировой отрасли авиаперевозок.

В результате по всему миру обанкротились более 25 авиакомпаний.

Наиболее ярким примером в России стало банкротство крупного альянса региональных авиакомпаний AirUnion из-за огромных долгов поставщикам топлива. Рост топливных сборов и страх застрять на несколько суток в аэропорту вынудил часть пассажиров выбрать другой вид транспорта, что также ударило по перевозчикам.

Кризис ускорит процесс консолидации авиационной отрасли в ближайшие годы. Об этом говорил и глава российского Минтранса Игорь Левитин. Действительно, укрупнение перевозчиков началось несколько раньше, но теперь процесс значительно ускорился. Компании, ранее входившие в AirUnion ("Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс"), было решено объединить с другими перевозчиками, чьи госпакеты передавались корпорации "Ростехнологии": это ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", "Владивосток авиа", "Дальавиа". В итоге создается новый крупный игрок, в состав которого также должна войти авиакомпания правительства Москвы "Атлант-союз". Слияние в текущем году убыточных американских Delta AirLines и Northwest породило крупнейшего в мире перевозчика, в США процесс объединения начали и другие компании. В Европе активно покупают убыточных перевозчиков немецкая Lufthansa, франко-голландская Air France - KLM и британская British Airways.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 10 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Кавминводыавиа, Дальавиа, Оренбургские авиалинии, Сибирская авиатранспортная компания, Саратовские авиалинии, Международная ассоциация воздушного транспорта, Владивосток Авиа, Авиакомпания "Россия", Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Левитин Игорь, Джованни Бизиньяни, Ростехнологии, Аврора (Aurora Airlines), Владивосток Авиа (Vladivostok Air), Air France, International Air Transport Association (IATA) (в процессе тестирования)