О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Роялти могут перелететь в Росаэронавигацию

ФАС завершила проверку обоснованности получения "Аэрофлотом" роялти за пролет над Россией иностранных авиакомпаний. Служба направила в Минтранс предложения, согласно которым роялти должны быть переведены в аэронавигационные платежи

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завершила проверку обоснованности получения "Аэрофлотом" роялти за пролет над Россией иностранных авиакомпаний. Служба направила в Минтранс предложения, согласно которым роялти должны быть переведены в аэронавигационные платежи, за счет которых Росаэронавигация получит возможность модернизировать свое устаревшее оборудование. В "Аэрофлоте" уверены, что схему ФАС реализовать невозможно, но эксперты считают, что она может стать легким и хорошим решением проблемы роялти.

ФАС завершила проверку "Аэрофлота", проводившуюся по обращению Юрия Лужкова и Сергея Чемезова, рассказал "Ъ" заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин. Мэр Москвы и гендиректор "Ростехнологий" просили антимонопольное ведомство лишить "Аэрофлот" роялти за пролет над российской территорией самолетов иностранных авиакомпаний. По итогам проверки ФАС направила в Минтранс свои рекомендации по перераспределению роялти, сказал "Ъ" господин Голомолзин. Служба предлагает "в кратчайшие сроки" перевести роялти в аэронавигационные платежи. Это позволило бы Росаэронавигации модернизировать устаревшее оборудование. По словам Анатолия Голомолзина, ФАС должна получить из Минтранса ответ до 31 декабря и направить свои предложения в правительство.

В Минтрансе рекомендаций ФАС пока не получили. "Как только письмо придет, мы его рассмотрим в установленном порядке",- сказал "Ъ" глава пресс-службы министерства Тимур Хикматов. По его словам, 1 декабря ФАС запрашивала информацию о правомерности использования "Аэрофлотом" роялти, ответ был направлен в установленные сроки.

В "Аэрофлоте" предложений ФАС также пока не видели. Генеральный директор компании Валерий Окулов в недавнем интервью "Ъ" говорил, что желание правительства Москвы и "Ростехнологий" "все отнять и поделить" вызвало у него "удручающее впечатление". "В результате делить будет нечего",- предостерегал оппонентов господин Окулов. Вопрос о роялти может решать только правительство, напомнил вчера "Ъ" представитель "Аэрофлота". "Идея о "переводе" роялти в аэронавигационные платежи высказывалась не раз, в частности, главой Росаэронавигации Александром Нерадько, но реализовать ее невозможно: это два разных вида платежей",- уверяет он. Роялти, регулируемые двусторонними соглашениями "Аэрофлота" с иностранными авиакомпаниями, надо будет отменить, а аэронавигационные платежи пропорционально повысить, что будет нуждаться в "непростом" согласовании с Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), говорит представитель "Аэрофлота". Александр Нерадько не стал комментировать инициативу ФАС, но пообещал "всесторонне ее рассмотреть". Представитель IATA в России Дмитрий Шамраев сказал "Ъ", что роялти не входят в компетенцию его организации, но подчеркнул, что размер аэронавигационных платежей не должен превышать стоимость оказания услуг и быть единым для всех авиакомпаний. Но если роялти будут отменены, полеты иностранных авиакомпаний, а с ними и доходы Росаэронавигации возрастут, а уровень конкуренции в России повысится, добавил господин Шамраев.

По неофициальным данным, общий объем роялти составляет около $500 млн. Ранее источник "Ъ" в министерстве отмечал, что "Аэрофлоту" остается примерно 60% этой суммы, поскольку 20% уходит в бюджет в виде налогов, еще около 20% - перечисляется Росаэронавигации и Росавиации на развитие их программ. Документ "Согласованные принципы модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов", обуславливающий поэтапную отмену "пролетных" к 2014 году, был одобрен советом министров стран ЕС в 2006 году, но так и не был утвержден российским правительством.

Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает, что изменить схему по предложениям ФАС реально. "Государство не может взимать роялти, поэтому и была придумана схема с "Аэрофлотом". А аэронавигационные платежи повысить может",- говорит господин Рыбак. Он поясняет, что сейчас аэронавигационные сборы в России примерно в 2,5-3 раза ниже, чем в Европе, и европейские авиакомпании не возражали бы против повышения. Господин Рыбак отмечает, что повышение до $150 за 100 км (сейчас в зависимости от размера воздушного судна ставка в среднем составляет $50-90) могло бы принести до $1 млрд - вдвое больше, чем роялти. Кроме того, это могло бы привлечь к российским маршрутам американские авиакомпании, которые сейчас практически не летают в Россию по кроссполярным маршрутам из-за отказа платить роялти. "Единственное, против чего могут возражать западные перевозчики,- если для российских авиакомпаний аэронавигационные ставки не будут повышены. Но правительство может субсидировать эти ставки",- считает господин Рыбак. Глава аналитического отдела УК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго считает, что в теории схема возможна, хотя и трудновыполнима, но ее реализация будет зависеть от политической воли правительства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка