Коммерсантъ
12 декабря 2008, 08:39
Российское оружие заняло оборону в Китае
В Пекине завершилось заседание межправительственной комиссии по ВТС между Россией и Китаем. В ходе переговоров российская делегация смогла заключить соглашение с КНР об охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС
Анатолия Сердюкова, который вчера покидал Китай после завершения 13-го заседания российско-китайской межправительственной комиссии по ВТС (он является ее сопредседателем с российской стороны), в Пекине принимали на высшем уровне. Перед вылетом в Москву он был принят председателем КНР Ху Цзиньтао - знак внимания, которого в Китае удостаивают не всякого премьера. Товарищ Ху похвалил российского министра за подписание "очень важных договоров" - протокола заседания комиссии, в котором зафиксированы перспективные направления сотрудничества, а также соглашения об охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС. В ответ Анатолий Сердюков сообщил, что перед поездкой в Пекин он обсуждал детали визита лично с президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным.
Пристальное внимание первых лиц России и Китая ко вчерашнему заседанию комиссии по ВТС неудивительно. Дело в том, что ее предыдущее заседание состоялось три года назад - в сентябре 2005 года (российскую часть комиссии возглавлял тогдашний министр обороны Сергей Иванов). С тех пор последующее заседание неизменно переносилось под разными предлогами. По информации "Ъ", вопрос о проведении 13-го заседания подробно обсуждался во время первого визита Дмитрия Медведева в Китай в мае этого года, а затем в ходе октябрьского визита в Москву премьера госсовета КНР Вэнь Цзябао.
Как сообщили "Ъ" источники в МИД РФ, на проведении заседания особо настаивала именно российская сторона. В последние годы развитие ВТС с КНР сталкивалось с серьезными проблемами. Одной из главных стал вопрос интеллектуальной собственности. Так, свой грузовой самолет Y8 и региональный самолет MA60 Китай создал на базе российских машин Ан-12 и Ан-24. На оружейных выставках Китай демонстрировал крылатую ракету С-602, по оценкам экспертов очень схожую с X-55, а также двигатель Tai Hang WS-10, схожий с двигателем АЛ-31Ф для истребителей "Су". Кроме того, в Китае сейчас организуется лицензионная сборка вертолета Ми-171 (по официальному контракту с РФ о передаче лицензии). При этом Ми-17 - самый "ходовой" продаваемый во всем мире российский вертолет, так что Россия, по сути, создала себе конкурента.
Самым громким стал скандал вокруг китайского аналога истребителя Су-27. В 1995 году РФ и КНР заключили соглашение о лицензионной сборке на заводе в Шэньяне 200 машин Су-27СК под названием J-11. В 1998-2004 годах Китай получил около ста комплектов для сборки, но от оставшихся комплектов отказался - уже было освоено производство J-11 на основе преимущественно китайских компонентов. Китайские СМИ даже сообщали о создании машины J-11B, на которой якобы установлены двигатель и радар китайской разработки и производства. Эксперты предполагают, что перспективы серийной сборки китайского аналога Су-27 весьма реальны, а значит, вскоре России может предстоять серьезная конкурентная борьба на рынках третьих стран.
Другим блоком проблем стало значительное снижение доли китайских контрактов в общей структуре российского экспорта вооружений. Как заявил "Ъ" эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, основной причиной этого стало насыщение китайского рынка оружием советской разработки и требование КНР повысить технологический уровень поставляемых вооружений. Китайская сторона сейчас предпочитает закупать оружие малыми партиями и ориентируется скорее на импорт технологий. Москва же, в последние годы расширившая географию продаж военной техники, перестала зависеть от контрактов с КНР, за счет которых российская оборонка выживала в 1990-е годы.
Судя по всему, проблемы вокруг интеллектуальной собственности и должно решить соответствующее соглашение, подписанное вчера в Пекине. Впрочем, эксперты сомневаются в практической значимости этого документа. "Формально это беспрецедентный успех, однако вряд ли наличие этого соглашения остановит китайцев в их стремлении копировать,- полагает Константин Макиенко.- Скорее у России просто появится инструмент для более жесткой переговорной позиции с Китаем".
Никаких контрактов в Пекине вчера подписано не было. По словам источников "Ъ" в оборонно-промышленном комплексе РФ, Китай сначала намеревался закупить 3-5 корабельных Су-33, затем - 14 машин. Российская же сторона настаивает на большем количестве. Кроме того, по информации "Ъ", в рамках комиссии велись переговоры о возможности поставок истребителей Су-35. По словам собеседников "Ъ", китайцы вновь обозначили интерес к закупкам зенитно-ракетных систем с характеристиками, превосходящими С-300ПМУ2 "Фаворит",- С-400 "Триумф".
Между тем источники "Ъ" в российском авиапроме сомневаются, что будет разморожен контракт на поставку в Китай 38 военно-транспортных Ил-76 и самолетов-заправщиков Ил-78 стоимостью более $1 млрд. По словам источника "Ъ", Китай хотел приобрести несколько Ил-76, но с двигателями Д-30, а производство таких двигателей уже остановлено. "Фактически это означает прекращение переговоров,- утверждает собеседник "Ъ".- К тому же Китай ориентирован на выпуск своего военно-транспортного самолета"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
В Калининграде сообщили, что на субсидирование авиабилетов доступно около 180 млн рублей
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября