О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"В вопросах безопасности нет компромиссов"

Интервью с генеральным директором IATA Джованни Бисиньяни

На днях Международная ассоциация воздушного транспорта (IАТА) обнародовала свой прогноз по развитию международной отрасли авиаперевозок на 2009 год. Прогноз неутешительный: в будущем году авиация будет находиться в состоянии хронического кризиса. Объем международных пассажирских перевозок сократится впервые с 2001 года - причем сразу на 3%, а доходы всей отрасли упадут на 35 млрд долл., до 501 млрд долл. Россия не будет исключением, Минтранс РФ на днях заявил, что ожидает падения объема авиаперевозок в 2009 году на 10%. Между тем помимо общих финансовых неурядиц у российской авиации есть и другие не менее серьезные проблемы. Так, по отчету IATA, регион СНГ в этом году получил наихудшие оценки с точки зрения обеспечения безопасности полетов. Об этом и о многом другом корреспонденту РБК daily Максиму Шахову рассказывает генеральный директор IATA Джованни Бисиньяни.

- Какие последствия для авиаотрасли будет иметь текущий кризис?


- Отрасль переживает самые суровые времена за 50 лет, убытки мировой индустрии авиаперевозок в этом году составят порядка 5 млрд долл., а в следующем году, по прогнозам, - 2,5 млрд долл. В 2009 году лишь североамериканские авиаперевозчики могут рассчитывать на получение прибыли, но и она составит 300 млн долл., или менее 1% от их доходов. Во всех остальных регионах авиакомпании понесут убытки. В Азиатско-Тихоокеанском регионе потери увеличатся более чем вдвое: с 500 млн долл. в 2008 году до 1,1 млрд долл. Финансовые потери авиаперевозчиков европейского континента возрастут в десять раз и составят 1 млрд долл.

- Приведет ли кризис к структурным изменениям в отрасли, к активизации слияний и поглощений?

- Да, консолидация продолжится, после слияния крупнейших в мире Delta и North-West ожидаются альянсы Iberia и British Airways, Lufthansa и Austria Airlines и т.д. Наверное, слияний будет не так много, но гиганты будут объединяться. В автомобильной отрасли не так уж и много компаний, 20-25, а авиакомпаний порядка тысячи. Но это не приведет к тому, что останется только пять-шесть авиакомпаний. Только в Европе у нас 40 стран, то есть 40 национальных перевозчиков и более ста авиакомпаний.

- А какие проблемы стоят перед российской авиационной отраслью?

- Мы обеспокоены ростом в этом году количества авиапроисшествий в России. Два года назад мы решали эту проблему вместе с министром транспорта Игорем Левитиным в Монреале. Мы послали большую команду специалистов IATA в Москву, сделали несколько рекомендаций, перевели ряд положений IOSA (аудит безопасности эксплуатационной деятельности), и это сработало. Нам очень приятно, что после того, как российские авиакомпании внедрили некоторые стандарты у себя, в прошлом году не произошло ни одного инцидента. В этом году было четыре происшествия, и в нашем рейтинге регион СНГ получил худший показатель по безопасности в мире. Конечно, следует отметить, что эта оценка не совсем объективно отражает ситуацию в отрасли, так как мы отслеживаем только происшествия с иностранной техникой (Boeing, Airbus), а число этих самолетов в России не так велико.

- В каких еще вопросах IATA сотрудничает с российскими властями?

- Мы плотно сотрудничаем с Федеральной аэронавигационной службой России. Ее руководитель - Александр Нерадько, мой друг. Благодаря этому сотрудничеству с командой Нерадько мы смогли сократить расстояния по 102 маршрутам только в этом году. Есть и другие вопросы сотрудничества, например с Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) - с его председателем г-жой Татьяной Анодиной мы дружим уже 20 лет. Она недавно была здесь, мы обсуждали вопросы безопасности. Мы очень довольны сотрудничеством, так как она включила в правила МАК возможность российским компаниям использовать IOSA. Эти правила были подписаны на высшем уровне - г-ном Путиным.

- Расскажите пожалуйста об IATA.

- После окончания Второй мировой войны отрасль распалась на куски. Государства решили упорядочить отношения в авиаотрасли на основе новых правил, что привело к появлению Чикагской конвенции, которая установила технические стандарты на основе двусторонних межправительственных соглашений. Вместе с тем возникла и необходимость в создании организации, объединяющей компании, ведь авиаперевозки являются частью международной экономики. IATA начала работу 62 года назад, тогда авиакомпании - члены организации перевозили всего 9 млн человек в год. Сейчас же этот показатель составляет 2,2 млрд пассажиров в год, а на авиакомпании, входящие в IATA, приходится 94% всего мирового пассажиропотока.

- И в чем заключается суть деятельности организации?

- Мы занимаемся организационной стороной авиабизнеса - разрабатываем и внедряем различные стандарты и правила, касающиеся авиаперевозок. Раньше наши инспекторы посещали авиакомпании, оценивали их согласно нашим стандартам. Например, раньше проверяли, какое вино подают пассажирам - красное или белое. Международными правилами было установлено, что это должно быть только красное. Но компаниям было это невыгодно, так как стандарты мешали конкуренции, в которой они заинтересованы. Сейчас подают и то и другое. Однако мы занимаемся и более важными вопросами - внедряем стандарты качества и безопасности, занимаемся финансовыми вопросами, в частности билетами. Нет другой такой организации в мире, по билету которой можно было бы полететь в 200 стран мира. 60 тыс. туристических компаний покупают билет IATA, который вы оплачиваете в любой валюте, а лететь можете на самолетах будь то "Аэрофлота", "Трансаэро" или British Airways. Мы предоставляем компаниям уникальные услуги. И именно благодаря этому перевозки пассажиров выросли с 9 млн до 2,3 млрд человек в год.

- Как можно стать членом организации, все ли авиакомпании могут вступить в нее?

- Финансовая сторона - это не все, есть еще вопросы безопасности. Когда организация стала заниматься этим вопросом, у нас было 900 смертельных происшествий в год, в этом году всего 600. Раньше мы не занимались оценкой качества участников организации, сейчас же все иначе. Мы принимали все компании, зарегистрированные государственными органами.

Сейчас, чтобы стать членом IATA, вы должны пройти аудит IOSA. Если вы не прошли IOSA, вас не примут в IATA. Если вы член IATA, но не прошли IOSA, вас исключат и нашей организации.

- Являются ли российские компании членами IATA?

- Да, причем давно. Г-н Окулов, гендиректор "Аэрофлота", уже долгое время входит в состав совета директоров IATA. Он очень эффективный директор, и "Аэрофлот" очень эффективная компания - чему мы очень рады. Сотрудничество с компанией мы начали еще во времена г-на Тихонова в 1980-1990-е годы, тогда компания перевозила 162 млн пассажиров в год.

Сейчас в IATA состоят семь российских компаний: "Аэрофлот", "Владавиа", "ВолгаДнепр", "Россия", "Сибирь", "Трансаэро", и на прошлой неделе был принят "ЮТэйр".

- Может ли компания с парком российской техники пройти аудит IOSA?

- Да, если техника новая. Но если на самолете нет нового оборудования, которое необходимо для прохождения аудита IOSA, то это будет невозможно. Без IOSA нельзя стать членом IATA. Но мы не Европейская комиссия, мы не ведем черных списков. Если вы не в "хорошей форме", мы поможем вам повысить уровень безопасности, и самым большим удовлетворением для нас будет рост стандартов безопасности вашей компании. Мы инвестировали миллионы миллионов долларов, чтобы помочь авиаперевозчикам. Мы проводим семинары по всему миру. Обучение проходят порядка 45 тыс. человек в год. Мы позволяем нашим членам пройти IOSA бесплатно. Это не так-то просто. Процедуры проверки длятся неделями. Я повторю: для членов IATA это бесплатно, но и члены должны соответствовать стандартам. В этом году из-за несоответствия стандартам безопасности наши ряды могут покинуть 10-15 компаний. Но безопасность полетов - это момент, в котором нет компромиссов.

- Какова ваша позиция в отношении свободного воздушного пространства и возможности покупки национальных перевозчиков зарубежными авиакомпаниями? И как вы относитесь к вопросу о беспрепятственной работе иностранных компаний на территории страны? Как правило, государства этому сопротивляются.

- Мы уважаем юрисдикцию государств. Но если я предлагаю услугу, она должна быть стандартной и доступной везде. Это нормально. Мы говорим: это ваше пространство, но есть еще и мир. Все страны сейчас пришли к пониманию, что роль государства должна быть основной только в определенных аспектах. Безопасность полетов - да, у нас есть IOSA, но мы понимаем, что безопасность полетов - это еще и забота государства. Безопасность жизни граждан - государство несет ответственность. Безопасность окружающей среды - государство устанавливает правила и цели. Но в то же время мы заинтересованы, чтобы отрасль подвергалась такому же регулированию, как и любая другая, например автомобильная и т.д., чтобы было больше возможностей для конкуренции. Наше дело - предоставлять качественные услуги, доступные всем. Мир понемногу меняется. В Азии многие государства закрывали свое воздушное пространство, но сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Недавно было подписано соглашение между странами Юго-Восточной Азии о частичном открытии неба - не полностью, а между столицами, к примеру между Сингапуром и Куала-Лумпуром. Каждое государство может решать, каким образом и что ему делать. Но я не вижу никакого другого направления развития, кроме как движения в сторону дальнейшей либерализации.

- Как вы относитесь к тому, что государства взимают сборы с иностранных компаний за пользование своим воздушным пространством?

- Авиация - это бизнес, в котором платить нужно всегда. Вы всегда платите, я говорю об этом, так как мы уполномочены некоторыми государствами собирать эти деньги. Китай тоже берет "пролетные" деньги, хотя, конечно, есть разница в размере сборов. Вы платите, когда летите, за услуги аэропортов, вы платите за "мост", вы платите за парковку. И мы собираем многие из этих сборов и передаем их государству.

Джованни Бисиньяни 62 года, возглавляет IATA с 2002 года. До IATA г-н Бисиньяни работал в различных отраслях. Его карьера началась в Citibank, затем он занимал высокие посты в энергетической компании Eni, а также итальянском конгломерате IRI Group. Был президентом Tirrenia di Navigazione, самой крупной в Италии паромной компании, был гендиректором группы логистических компаний SM Logistics. Также Джованни Бисиньяни был управляющим директором Alitalia, от которой входил в совет директоров IATA. В разное время входил в состав наблюдательного совета Pratt & Whitney и являлся председателем Galileo International.

IATA представляет 230 авиакомпаний, обеспечивающих 93% международных авиаперевозок.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка