Источник: газета «Ведомости»
Автор: Анастасия Дагаева
Опубликовано: 15.12.2008, 10:33

Спасите "Сибирь"

Гендиректор "Сибири" Владислав Филев утверждает, что министр транспорта Игорь Левитин блокирует его компании получение средств господдержки, принуждая к объединению "Сибири" и "Аэрофлота"


В четверг Филев направил письма министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву (копии имеются у "Ведомостей"). Гендиректор "Сибири" пишет, что его компания нуждается в господдержке, но не может ее получить из-за Левитина. Министр транспорта, говорится в письмах, еще 17 октября сообщил Филеву, что "крайне заинтересован в объединении "Сибири" и "Аэрофлота". Затем вице-премьер Сергей Иванов поручил выделить авиакомпаниям через госбанки 30 млрд руб. Но в сформированный Минтрансом список претендентов на эти деньги "Сибирь" не попала, говорится в письмах.

Долги "Сибири"

Задолженность "Сибири" без учета кредитов и займов составляет 3,16 млрд руб. (в том числе просроченная на 927,2 млн руб. - за топливо перед "Лукойл аэро"), говорит гендиректор "Сибири" Владислав Филев. По отчетности "Сибири" за 9 месяцев 2008 г., кредиты и займы составляют 11,5 млрд руб.

"Сибирь" - второй по величине авиаперевозчик России. Пассажиропоток - 5,25 млн человек (10 месяцев 2008 г., данные ТКП). Акционеры: гендиректор ЗАО "Группа компаний S7" Наталья Филева - 63,26%, государство - 25,5%. Финансовые показатели (9 месяцев 2008 г., РСБУ): выручка - 31,9 млрд руб., чистая прибыль - 157,14 млн руб.


19 ноября помощник Левитина Александр Юрчик, сославшись на поручение министра, сообщил Филеву, что "Сибирь" "не может рассчитывать на господдержку". "Однако денежные средства зарезервированы и будут оперативно предоставлены, если я соглашусь на слияние с "Аэрофлотом", - пишет Филев. А 20-21 ноября топ-менеджеры ВТБ и Сбербанка уведомили его, что решение о выделении кредитов для "Сибири" зависит от позиции Минтранса. "Кризисная ситуация в отрасли используется для поглощения авиакомпании "Сибирь" при активном включении административного ресурса, - резюмирует Филев в письме Набиуллиной. - При этом господдержка, изначально нацеленная на стабилизацию рынка, используется как инструмент недобросовестной конкуренции".

"Аэрофлот" получает около $500 млн в год в виде роялти за пролет иностранных перевозчиков над территорией России. Если бы не эти деньги, рентабельность "Аэрофлота" в 2007 г. составила бы минус 5%, тогда как у "Сибири" этот показатель равен 0,35%, подсчитал Филев. Рентабельность же перевозок "Аэрофлота" на внутренних линиях колеблется от минус 10% до минус 42%, утверждает он.

Филев подтвердил "Ведомостям", что писал Набиуллиной и Артемьеву. Письма еще не получены, сообщили представители Минэкономразвития и ФАС. Помощник Левитина Светлана Крыштановская комментировать письма Филева не стала. Она лишь сообщила, что на встрече с Левитиным 10 ноября Филев сообщил, что "Сибирь" может не выжить без получения дополнительных кредитов из-за чрезмерной долговой нагрузки. С Юрчиком связаться не удалось.

"Сибирь" не входит в перечень авиакомпаний, которым ВТБ предоставляет льготное кредитование, сообщил представитель банка. Сбербанк готов сотрудничать, говорит источник в банке. Но на господдержку "Сибирь" рассчитывать не сможет, поскольку у нее "слишком хорошая ситуация в отличие от других".

Заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков отметил, что "Аэрофлот" тоже не получал льготных кредитов. Кошляков утверждает, что Филев сам инициировал переговоры о продаже доли в "Сибири". Но они были прерваны, когда приглашенная "Аэрофлотом" инвесткомпания не была допущена к финансовой документации "Сибири".

Именно из-за угрозы захвата "Сибири" "Аэрофлотом" авиакомпания недавно перевела сбор денег за билеты на принадлежащую Филеву и его жене Наталье авиакомпанию "Глобус", говорил на прошлой неделе "Ведомостям" представитель "Сибири". Но Левитин указал Филеву на недопустимость такой схемы, говорит Крыштановская. Филев эту претензию признал. Совет директоров "Сибири" 5 декабря действительно не одобрил вынесенный менеджментом вопрос о наделении "Глобуса" полномочиями координировать выручку компании и снял его с повестки дня, сообщил председатель совета директоров "Сибири" Альберт Кошкин.

Филев же добавил, что туроператоры и распространители авиабилетов оповещены о том, что схема перечисления выручки остается прежней. Такое письмо получено в середине прошлой недели, подтвердил "Ведомостям" один из топ-менеджеров "Аэроклуба". То есть выручка от продажи билетов "Сибири" идет на счета "Сибири", а от билетов "Глобуса" - на счета "Глобуса", уточнил он.

Более того, на встрече с Левитиным 10 ноября Филев заявил, что "Глобус" продан, говорит Крыштановская. Филев подтвердил эту информацию. Имя покупателя, дату и сумму сделки он уточнять не стал. "Интерфакс" вчера передал, что "Глобус" достался структурам, близким к акционерам "Ист Лайна". Представитель последнего эту информацию не подтверждает.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 15 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Транспортная клиринговая палата, Филев Владислав, Левитин Игорь, Иванов Сергей, Авиакомпания "Сибирь", Глобус (Globus), АЭРО (в процессе тестирования)