Источник: сайт «Газета»
Автор: Елена Огнева
Опубликовано: 16.12.2008, 13:20

Авиакомпаниям дали полетное бизнес-задание

Росавиация хочет от перевозчиков финансовых гарантий


Череда банкротств авиакомпаний привела власти к мысли ужесточить требования к перевозчикам при выдаче разрешений на полеты. Вчера Росавиация предложила выдавать перевозчикам сертификаты эксплуатанта при предъявлении бизнес-плана не менее чем на три года и гарантии финансового обеспечения деятельности в виде депозита или же банковской или страховой гарантии.

Так, по мнению ведомства, пассажиры не останутся без компенсации, если авиакомпания окажется не в состоянии выполнять свои обязательства.

Авиаотрасль считает эту инициативу для себя губительной. Свидетельство эксплуатанта обязана получать любая российская авиакомпания для совершения полетов. Ежегодно они обновляются. Как говорится в Федеральных авиационных правилах (ФАП), чтобы получить или продлить свидетельство, авиакомпания должна располагать финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения безопасной перевозки. "Как правило, это формальность", - пояснил корреспонденту "Газеты" член Ассоциации туроператоров России Алексей Каширский.

Вчера глава Росавиации Геннадий Курзенков предложил внести изменения в ФАП. Так, при первичном получении сертификата перевозчику придется предоставить в Росавиацию план стратегического развития на пять лет, бизнес-план не менее чем на три года, а также гарантию финансового обеспечения деятельности (депозит, или банковскую гарантию, или страховой полис). При продлении сертификата требования не многим мягче: бизнес-план не менее чем на два года, фингарантия, а также заключение независимой аудиторской проверки за предыдущий год. Если перевозчик захочет просто внести изменения в действующее свидетельство, ему придется предоставить бизнес-план не менее чем на год и фингарантию.

Благодаря этим мерам, считают в Росавиации, в случае банкротства авиакомпании ее пассажиры или другие перевозчики, которые возьмут на себя выполнение обязательств банкрота, смогут получить компенсации.

Сейчас, как показали осенние банкротства авиаперевозчиков, в лучшем случае повторная оплата перевозки происходит за счет государства, в худшем - пассажир платит сам.

"С этой точки зрения инициатива правильная, однако много неясного", - сказал Каширский. К примеру, Росавиация не определилась с цифрами. Если компания выберет депозит, то каким он должен быть? Если банковскую или страховую гарантию, то на какую сумму? "Кроме того, принципиально важно, чтобы Росавиация учитывала реальную стоимость каждой авиакомпании. Так, недавно нескольким крупным перевозчикам было разрешено полгода не платить таможенные пошлины. Перевозчики оказались в неравных условиях, и даже если фингарантии будут одинакового размера для всех, какие-то компании их осилят, а какие-то станут глубоко убыточными", - пояснил Каширский.

Авиакомпании в свою очередь убеждены, что новые правила негативно отразятся на всех перевозчиках. "В нынешних и без того непростых условиях любой вывод финансовых средств из оборота серьезно ударит по финансовой состоятельности любой авиакомпании", - считает пресс-секретарь авиакомпании "Скай Экспресс" Виталий Коренюгин.

Туристическая отрасль, напротив, новые правила одобрила. Оно и понятно. Если турист не смог вылететь на отдых из-за банкротства авиакомпании, претензии он адресует турфирме, поскольку по закону туроператор отвечает за формирование турпродукта, в том числе за перевозку. "Теоретически эти претензии туроператор может переадресовать перевозчику, однако регрессные иски редко удовлетворяются", - пояснил гендиректор юридического агентства Persona Grata Георгий Мохов.

 

Дайджест прессы за 16 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 16 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Небесный экспресс, Скай Экспресс, Коренюгин Виталий, Федеральное агентство воздушного транспорта, Курзенков Геннадий (в процессе тестирования)