Источник: информационное агентство «РИА "Новости"»
Автор: Илья Крамник
Опубликовано: 16.12.2008, 15:15

О звездах - красных и трехцветных


Возможная отмена красной звезды в качестве опознавательного знака военных летательных аппаратов России и замена ее трехцветной звездой стала поводом для бурной дискуссии. Сейчас рассмотрение законопроекта, отменяющего красные звезды, отложено, но к этой теме еще предстоит вернуться.

Опознавательные знаки, во многом утратив свое первоначальное значение - самолеты противника уже давно опознаются не по ним, сохраняют, однако, символическое значение, демонстрируя непрерывность военных традиций. Этим объясняется нервная реакция на любые попытки замены символов - есть вещи, которые "лучше не трогать". Или, если уж трогать - то осторожно, с умом, и объясняя.

Прежде чем обсудить трехцветную звезду, подумаем, на что можно вообще заменить красную звезду? В начале 90-х годов, сразу после развала СССР, на некоторых самолетах в дополнение к звездам можно было увидеть значок в виде щита в цветах российского флага. Знак не прижился и быстро сошел на нет, особенно учитывая "антидемократические" на тот момент настроения Вооруженных сил в целом и ВВС в частности. Другим вариантом является принятая некогда в авиачастях русской императорской армии трехцветная кокарда. Возвращение этого символа и впрямь можно было бы обсуждать, но следует учитывать два аспекта: во-первых, история этой кокарды сравнительно невелика, всего несколько лет, завершившихся неудачной для России войной и распадом Империи. На этом фоне красная звезда, овеянная славой победы в Великой Отечественной Войне и послевоенного могущества ВВС СССР выглядит предпочтительнее.

Во-вторых, кокарда является достаточно распространенным опознавательным знаком, и отличается от французской или скажем британской только чередованием цветов и шириной полос. Красная звезда на этом фоне гораздо выигрышнее. Для иллюстрации этой проблемы достаточно посмотреть на фотографии с крупных международных конференций, например - с ависалонов, где поднимаются флаги стран-участников. Российский бело-сине-красный флаг, особенно когда нет ветра и полотнища висят вдоль столбов, а не развеваются, можно легко спутать с голландским, словацким, словенским, сербским, рядом других. То же самое произойдет и с кокардой. Перепутать красную пятиконечную звезду с чем либо еще невозможно - любой ребенок быстро и накрепко запоминает, как выглядят опознавательные знаки ВВС России. Запомнить кокарду будет сложнее.

Помимо ВВС России красные звезды присутствуют или присутствовали в опознавательных знаках ВВС ряда других стран. Белорусские звезды абсолютно идентичны российским, что вполне оправдано и понятно, учитывая близость двух стран и более чем тесное сотрудничество в вопросах обороны. Остальные страны "звездного клуба" - например, Китай, КНДР, Вьетнам, - заимствовали звезды у СССР и адаптировали их под свои национальные цвета и символы, так, что их опознавательные знаки в итоге сильно отличаются от советских/российских.

Тем не менее, императорская кокарда как минимум имеет право претендовать на роль опознавательного знака для ВВС России. Может ли претендовать на эту роль трехцветная звезда? Никакой истории - ни давней, ни недавней, ни славной, ни бесславной - у этого знака нет - это некий синтез красной пятиконечной звезды и трехцветной кокарды, который не так давно появился в качестве опознавательного знака на летательных аппаратах ФСБ. Он также еще более сложен для запоминания и воспроизведения, чем круглая кокарда - попробуйте, не умея рисовать, ровно изобразить трехцветную звезду. Кроме того, на фоне белой, серой или зеленой окраски военных летательных аппаратов трехцветная звезда менее заметна и гораздо хуже смотрится, чем красная.

Безусловно, произошедшие в стране изменения должны как-то сказаться на опознавательных знаках ее военных самолетов. Но создавать на пустом месте очередной повод для раздора в обществе и Вооруженных силах - нет смысла. Можно поискать компромисс. Например, в виде сочетания красной звезды и трехцветной окраски рулей направления.

 

Дайджест прессы за 16 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 16 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-136 (в процессе тестирования)